Провиантские склады 1832-1835гг
Страница 2

Стасов, следуя заветам древних греков, ценил собственную красоту архитектурных произведений, а не украшающих их деталей. Чистота и ясность архитектурной формы — объема при минимальном количестве деталей достигает в Провиантских складах предела. Вместе с тем архитектор добивается исключительной образной силы произведения, невольно заставлявшей вспомнить о доблести русской армии, о великой победе над неприятелем.

Рассматривая массивные, даже величественные корпуса Провиантских складов, к слову сказать, весьма невысокие, следует присмотреться к умелому построению всего фронта трех корпусов. Здания складов не только оформили одну сторону небольшой площади, но и начали собой застройку внутреннего проезда когда-то здесь пролегавшего Крымского бульвара. Поэтому Стасов прибегает в их построении к определенному неторопливому, развертывающемуся вдоль проезда ритму четырежды повторенных крупных и законченных в себе частей фасадов. Он варьирует лишь детали, связывая их с местоположением корпусов. Так, на фасадах корпусов, выходящих своими торцами на площадь и бывший бульвар, он помещает вертикальные окна, не только отмечающие начало и конец ритмического ряда, но и перекликающиеся с такими же окнами, помещенными в середине центрального корпуса. Общей форме тяжелых, как бы распластанных приземистых корпусов вторят вытянутые прямоугольные, ничем не заполненные филенки боковых частей (ризалитов) центрального корпуса. В свою очередь, они связаны с рустованной стеной средней его части, воспроизводящей в штукатурке мощную кладку из больших квадров камня.

Эта согласованность и взаимная связь деталей, их повторяемость составляют характерные черты архитектуры складов без тени однообразия и монотонности, несмотря на белый цвет, в который выкрашены как стены, так и все детали. Однородность цвета органически объединяет плоскости массивных, по-египетски наклоненных стен, наличники порталов, венчающий дорический пояс из триглифов и прекрасные по рисунку лепные победные венки с лентами — единственные скульптурные детали, украшающие совершенные по силе и красоте здания (Рис. 21).

В общем облике Провиантских складов не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ритмический строй их редко поставленных, но найденных по масштабу люкарн, перекликается с рядом полуциркульных окон над порталами въездов. Последние своим трапециевидным построением не только отвечают наклону стен, но и подчеркивают занимаемое ими место в архитектуре зданий. Этой же цели служит тщательно выполненная из белого камня кладка портала, в особенности в его завершающей слегка выгнутой вперед части, выделяющаяся на фоне оштукатуренных стен. Рисунок клинообразно расположенных камней поражает своим совершенством, одновременно оттеняя монументальность архитектурных форм зданий складов.

Страницы: 1 2 


Общественного устройства. Династии Меровингов  - ленивые короли”
Ленивые короли Ч прозвище франкских королей из династии Меровингов в 640Ч 751 гг., правивших лишь номинально (реальная власть Ч у майордомов). При них Франкское государство разделилось на несколько частей, в каждой из них был свой король, а реальная власть принадлежала майордомам. Последний из ленивых королей Ч Хильдерик III Ч был низло ...

Начало XVIII в. – перелом в жизни Гетманщины. Филип Орлик. Конституция
В октябре в 1709 г. в с. Варница неподалеку от Бендер умирает гетман И. Мазепа. Казацкий совет в 1710 г. избирает гетманом в эмиграции Ф. Орлика. Новый гетман происходил из чешско-польской семьи, которая в свое время осела в Литве, был человеком высокообразованным, что дало ему возможность сделать быструю карьеру. Начинал он с должности ...

Поражение революции. Июльский политический кризис в стране
Разгон Первой Думы был воспринят революционными партиями как сигнал к выступлению, активным действиям. Меньшевики хотя не провозглашали курс на вооруженное восстание, но призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики усилили подготовку к всенародному восстанию, которое, по их мнению, могло начаться в конце лета начале осени 1 ...