Историческая информация » Политика Золотой Орды на русских землях в XIII-XIV вв. » Политика монголов в первые десятилетия их владычества. Политика татар в отношении Северо-восточной Руси

Политика монголов в первые десятилетия их владычества. Политика татар в отношении Северо-восточной Руси
Страница 2

Владимир по-прежнему считался стольным великокняжеским городом, владимирский князь – великим князем, однако, наряду с ним появился теперь «великий баскак владимирский».

Не видно со стороны Орды, впервые десятилетия владычества, попыток изменить и основное направление внешней политики Владимирского стола. Интересы Батыя и его ближайших преемников (Сартака, Улагчи) побуждали Орду идти навстречу общерусским притязаниям владимирского князя, поддерживая последнего в соперничестве в борьбе с черниговским князем. Вмешательство монголов во внешнюю политику великокняжеского стола не имело целью изменить ее основное направление: общерусские притязания Владимирского стола находят даже поддержку со стороны Орды.

На русском Северо-востоке на Владимир хотели смотреть как на общерусский центр, столицу Русской земли, но фактически Владимир был обескровлен: ни Ростов, ни Ярославль, ни Углич, ни Тверь не подверглись такому разграблению, не испытали такого беспощадного избиения своих обитателей. Местное владимирское летописание почти непрерывно ведется вплоть до 1239 г. и после татарского погрома как бы умолкает. Летописный материал этого времени заполняют главным образом ростовские известия. Владимир был страшно обескровлен. Хотя он по-прежнему оставался градом стольным, великокняжеским, он не мог уже более служить реальной опорой великокняжеской власти и потерял свою силу и значение .

Деятельность митрополичьей кафедры в значительной мере лишилась своего политического значения, а вместе с тем и обладание Киевом как митрополичьей резиденцией теряло прежние политические преимущества. Ханам Золотой Орды необходимо было поддерживать непосредственные отношения с русским митрополитом. Это требовалось для успешного разрешения вопросов церковной жизни и церковно-политических отношений в пределах самой России, а также вопросов внешней политики, т.к. митрополит был связующим звеном между византийским императором и патриархом, с одной стороны, и русской митрополией – с другой, был как бы посредником между Русью и Византией.

В первые годы владычества татар, вплоть до 1250 г. (1246-1250 гг.), на Руси не было поставленного патриархом митрополита, и сношения с русской церковью в Орде поддерживались через ростовского епископа Кирилла . В 1250 г. на русскую митрополию был поставлен митрополит Кирилл (в полной мере ставленник князя Даниила Галицкого). Он был избран митрополитом за долго до поставления его на митрополию: уже в 1242 г. он сопутствует Даниилу в качестве главы русской церкви. Мало того, летописные известия свидетельствуют, что Кирилл выступил в роли доверенного лица Даниила в попытке заключить какой-то союз между Даниилом и великим князем Андреем (враждебный татарам) и содействовал устроению брака Андрея с дочерью Даниила Галицкого. Таким образом, деятельность нового митрополита с самого начала совершенно скомпрометировала его в глазах Орды: хан не вступил с ним в непосредственные сношения, и за все свое долголетнее управление митрополией Кирилл, на сколько известно, ни разу в Орде не был. Вместе с тем, ростовский епископ Игнатий (1262-1288) неоднократно ходил в Орду .

Вопрос о посредничестве между русской митрополией и Византией, после утверждения императора в Константинополе, не мог не получить серьезного политического значения с точки зрения золотоордынской дипломатии. В 1261 г., в тот самый год, когда Михаил Палеолог овладел Константинополем, в Сарай был перенесен центр южной (переяславской) епископии. Сарайский епископ выступает, как близкое ко двору, доверенное лицо хана. Ему приходилось следовать за ханской ставкой даже в те периоды, когда Орда кочевала . Он явился как раз тем лицом, которому в качестве представителя русской иерархии было поручено непосредственно сноситься с Византией, выполнять обязанности посредника между Царьградом и русской митрополией.

Исключительным положением, в которое была поставлена Сарайская епископская кафедра, таким образом, создавался как бы новый церковный центр русской митрополии. В делах внутренней политической жизни Северо-восточной Руси сарайский епископ должен был играть значительную роль, выполняя те или иные дипломатические поручения хана. Так, митрополичий летописец, в составе Львовской летописи, сообщает под 1296 г., что на съезде князей, состоявшемся после приезда ордынского посла Неврюя, благополучному разрешению вопросов содействовали, во-первых, местный владимирский епископ Симеон и, во-вторых, не митрополит, как следовало бы ожидать, а владыка Сарайский Измайло .

Итак, в результате татарского завоевания во внутренней жизни Руси произошел глубокий сдвиг. На Владимир хотели смотреть, как на общерусский центр, столицу Русской земли, но фактически Владимир был страшно обескровлен, подвергся разграблению и беспощадному избиению своих жителей.

Страницы: 1 2 3


Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв.
Продолжалось освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. По всей стране посевные площади увеличились в 1,5 раза. Ускорилось интенсивное развитие сельского хозяйства. В связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением экспорта менялась структура аграрного производства. расширялись посевы т ...

Политическая деятельность тамплиеров. Падение Иерусалима
Первые предпосылки к появлению врагов у ордена проявились, когда паломник Иоанн Вюрцбургский, после II крестового похода, посетивший Иерусалим, отмечал, что орден Храма раздает щедрые милостыни приверженцам Христа, но даже не десятую часть того, что дает орден госпитальеров. Однако благотворительность ордена Храма была велика и ее оказы ...

Шариат в Арабском халифате
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино. Главным источником в шариате признавался Коран священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом основателем религии и Арабского халифата. Д ...