Историческая информация » Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов
Страница 1

Ломоносов Михаил Васильевич родился в с. Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву.

«Вот и матушка Москва», – сказал помор с заиндевевшей бородой своему соседу, рослому молодому человеку, шагавшему рядом с ним около саней. Недавно короновавшаяся императрица Анна Ивановна, жившая пока в Москве, любила иллюминацию, и поморы, ежегодно в это время доставлявшие в первопрестольную рогожи с заледенелой рыбой, увидели город иным, чем в прошлые годы. У Сретенских ворот Земляного города обоз замедлил ход. Поморы засмотрелись на освещенную тусклыми огоньками иллюминации Сухареву башню, о которой в народе ходило множество рассказов и легенд. Михайло Ломоносов как очарованный смотрел на эту башню. Он знал, что в ней помещается Московская цифирная школа и что здесь состоит учителем замечательный человек – Леонтий Магницкий «Арифметику» которого юноша-помор знает почти наизусть.

Сняв для жилья угол у своего бывшего земляка, жившего в Москве, и послушав его совета, Ломоносов отправился в цифирную школу, и был там хорошо принят. Но после нескольких посещений классов юноше преподаваемой там науки показалось мало.

В январе 1731 года он направился в Спасские школы, или так называемую Славяно-греко-латинскую академию. Ректору академии архимандриту Герману (Копчевичу) он отрекомендовался сыном холмогорского дворянина. В разговоре с юношей ректор убедился в его отличных знаниях начальных наук, в светлости ума и способностях. Ломоносов написал прошение о зачислении его в младший класс Славяно-греко-латинской академии. Здесь юноша должен был пройти полный курс обучения – восемь классов. Первые четыре класса считались низшими и назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса - философия и богословие – считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами.

В академии обучалось около двухсот юношей. Академия готовила учителей, священнослужителей, переводчиков и ученых. Преподавателем математики в младших классах был Тарасий Посников – друг Ивана Каргопольского, холмогорского учителя Ломоносова. Посников взял талантливого переростка из Холмогор под свое особое покровительство. «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыне учиться», – вспоминал о начале своей учебы в академии Ломоносов. Не прошло и года, как Михаил блестяще справился с латинским языком, на котором он мог теперь сочинять стихи, и был переведен в средние классы.

Годы учения были тяжелыми. Воспитанники первых шести классов получали по три копейки на день, а в седьмом – по четыре копейки. Жили они кто где, многие у знакомых монахов, прислуживая им за «угол». Не гнушались никакой физической работы, писали письма, прошения, читали молитвы над покойниками. Некоторые ученики, претерпевая «глад и хлад, от школ поотставали». Об этом тяжелом времени сам Ломоносов впоследствии вспоминал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…».

Ломоносов учился блестяще. Быстро и грамотно конспектировал лекции, которые читали в академии на латинском языке. До нашего времени сохранился такой конспект лекций, сделанный в те годы будущим великим ученым. Преподаватели академии Федор Кветницкий и Порфирий Крайский были энтузиастами своего дела и стремились привить ученикам любовь к науке, к литературе, к чтению. Благодаря им Ломоносов читал в подлинниках Овидия, Горация, Платона, Плутарха. Освоив латинский язык, он начал самостоятельно изучать и греческий, который в тот период в академии не изучали. Тогда же Ломоносов пишет свои первые стихи на русском языке.

Академия готовила студентов для дальнейшего обучения на родине и за границей. Словом, она выполняла роль отсутствовавшего в Москве университета.

Ломоносов любил бывать на народных гуляньях, ярмарках и торжищах, изучал быт, говор, нравы москвичей. Московское «аканье» в разговорной речи он отметил на страницах своих филологических исследований и в строках одного стихотворения:

Страницы: 1 2


Развитие политических отношений с Германией. Приход Гитлера к власти
Национал-социалистская, или нацистская, партия Германии, возглавляемая Адольфом Гитлером, быстро набрала силу. Вину за низкую заработную плату и безработицу в Германии Гитлер взвалил на евреев. Он сформировал подчинявшиеся лично ему вооруженные отряды (СА), членов которых называли штурмовиками. Они охраняли нацистские митинги, избивали ...

Проблемы развития военной школы
Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все они носят вполне объективный характер. К основным из них можно отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессион ...

Битва за Кавказ
Летом 1942 г. катастрофическая для Красной армии ситуация сложилась на Северном Кавказе. После падения Ростова-на-Дону дорога для немцев на юг оказалась открыта, так как никаких укреплений на этом участке фронта не было. В результате, несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, всего за несколько дней войска противника вышли ...