В XVI - середине XVIII вв. существовало автономное Украинское гетманство, бывшее сначала в составе Речи Посполитой, а с середины XVII столетия - в федеративном союзе с Россией. Государственные институты и формы политической жизни этого образования были чрезвычайно аморфны и подвижны, так что невозможно говорить о какой-то украинской государственной традиции, сложившейся в тот период. Единственным обычным явлением стала только беспорядочная смена гетманов путем заговоров, тайных убийств, а иногда и междоусобиц внутри казацкого Запорожского войска. Для провозглашения гетмана достаточно было самовольно собраться какой-то части Запорожского войска. Так, походным порядком в конце XVII века гетманом был избран Иван Мазепа взамен Самойловича, на которого казаки свалили вину за неудачу похода на Крым в составе московского войска. Иногда разные части казацкого войска провозглашали одновременно двух гетманов, вступавших между собой в междоусобную войну, а иногда и мирившихся за большим столом с обилием сала и горилки (впрочем, такой политический диалог нередко тоже заканчивался поножовщиной). Знала Украина и моменты государственного разделения. Так, в конце XVII века промосковский гетман Иван Самойлович и пропольский Петр Дорошенко несколько лет воевали между собой, причем обе стороны занимались т. н. "сгоном" - угоняли на свою территорию украинское население у своего противника.

Недолгая современная история государственной самостоятельности Украины выявила характерные черты политической психологии украинского народа. Наиболее ярким из них стало стремление до конца отстаивать свою "политическую правду". Решение большинства для украинца - вовсе не выражение воли Божьей или Божьего суда, а всего лишь более или менее случайное стечение обстоятельств. Понятие "законная, легитимная власть" вовсе не обладает для украинца священным ореолом. Соберется несколько украинцев-единомышленников, и они уже, как польские шляхтичи, могут создать себе свою "легитимную" власть. А извечная славянская симпатия к слабому, к меньшему, заставляет постепенно и других примкнуть к этому меньшинству. В итоге силы уравниваются, и обе стороны находят удовольствие и смысл жизни в том, чтобы противостоять друг другу до тех пор, пока кто-то кого-то не возьмет измором. И кощунственным здесь будет выглядеть уже не стремление посредством уличного мятежа воздействовать на законную власть, а попытка этой законной власти положить конец "святому" делу - вечу на площадях. Так было в XVII столетии, так происходит и теперь. Вот только до сбрасывания одной из сторон в Днепр дело пока что не дошло.


Завершение Великой отечественной войны. Источники и цена победы советского народа над Германией
Несмотря на поражение в летне-осенней кампании 1943 г. на Восточном фронте, Германия все еще располагала значительными силами для дальнейшего ведения войны. Германское командование держало на Восточном фронте около 2/3 всех своих дивизий, 70—75% танков, орудий и минометов. Но к 1944 г. в результате самоотверженного труда советского нар ...

Роль тамплиеров, как ведущей боевой единицы крестоносцев
В сложившейся ситуации в Иерусалиме в 1118 г. возникает братство тамплиеров для защиты паломников на дорогах Аутремера.[20] Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерциа ...

Борис Годунов. Отношения Бориса Годунова к боярству
8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданному ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иоанович (1 ...