Историческая информация » Российская история от князя Олега до Александра II » Причины проведение церковной реформы во время Патриарха Никона

Причины проведение церковной реформы во время Патриарха Никона

Церковная реформа диктовалась Необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои Духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро­дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните­лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право­славия, властный и «крутой» патриарх Никон начал реформу по уни­фикации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народно­го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто­ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков­ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить­ся — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т. д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты­сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя­ми расколоучителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека­лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мона­стырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.


Характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (главные тезисы).
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией ...

Спа́со-Преображе́нский собо́р (1827-1829 гг.)
Спа́со-Преображе́нский собор (1827-1829 гг.) (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.(Рис. 12 ) Никогда не закрывалс ...

Россия между революциями 1917г.
По всей стране происходило усиление роли Советов, которые опирались на вооруженные отряды солдат, рабочую Красную гвардию, фабзавкомы. В марте 1917г в 393 населенных пунктах России существовало 513 Советов, к октябрю их число увеличилось до 1,5 тыс. На фронтах аналогами Советов являлись солдатские комитеты, число которых достигало 50 ты ...