Историческая информация » Российская история от князя Олега до Александра II » Причины проведение церковной реформы во время Патриарха Никона

Причины проведение церковной реформы во время Патриарха Никона

Церковная реформа диктовалась Необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои Духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро­дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните­лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право­славия, властный и «крутой» патриарх Никон начал реформу по уни­фикации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народно­го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто­ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков­ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить­ся — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т. д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты­сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя­ми расколоучителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека­лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мона­стырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.


Россия на рубеже XVI-XVIIвв. Эпоха смуты.
1598-1605гг - правление Бориса Годунова 1605-1606гг - правление Лжедмитрия I 1606-1610гг - правление Василия Шуйского 1611г - первое ополчение 1612г - второе ополчение 1617г - Столбовский мир со Швецией 1618г - Деулинское перемирие с Польшей Предпосылки Смуты: 1. Хозяйственный кризис конца XVIв и убыль тяглового населения сопрово ...

Поход в Индию
Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н.э., выступив из Бактры, он пересек Паропамис и р. Кофен (совр. Кабул). Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою вл ...

Россия в XVII в. Внутренняя и внешняя политика. Культура
При царе Алексее Михайловиче(1645–1676 гг.) укрепляется царская власть. Соборное уложение ограничило церковное и монастырское землевладение. Патриарх Никон провел церковную реформу. Царь и Собор 1654 г. поддержали церковную реформу. Они помогли Никону в борьбе против оппозиции, которую возглавил протопоп Аввакум . Войска, которые со ...