Римское право

Римское право характеризуется и тончайшей разработкой разного рода правовых институтов, детализацией правил должного поведения, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Сказанное в особенной степени относится к праву частной собственности, институту договора, к наследственному праву.

Развитию римского права, тому, что оно получает «классическое завершение», способствовали многие обстоятельства. Прежде всего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи, породивший потребность примирения на каком-то уровне многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных инонациональных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, который воздавался имени и мнению выдающихся юристов.

Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н.э. Она получила название Законов XII таблиц. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права – публичного и частного.

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках. Законы XII таблиц выставлялись на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право таблиц называли «цивильным», т.е. принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя в торжественных случаях сами римляне в честь бога войны Януса-Квирина) – «квиритским». От «цивитас» происходит доныне существующий более узкий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.


Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, кот ...

Даты.
862 г - призвание Рюрика, Синеуса и Трувора 882 г - захват Киева Олегом 907 г - поход Олега на Византию 911 г - еще один 988 г - официальное принятие христианства как государственной религии 989 г - новгородская София 996 г - Десятинная церковь 1016 г - правда Ярослава 1024 г - восстание в Суздале 1036 г - Спасо-Преображенский ...

«Русская Правда».
Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые ис ...