Историческая информация » Древний Рим » Сравнение права римского права периода республики и периода Римской империи

Сравнение права римского права периода республики и периода Римской империи
Страница 2

Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось их коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т.д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).

Дочь переходила в дом своего мужа, попадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, и только. Прав на наследство она, а также ее дети и внуки не имели.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много, позже политической – не ранее смерти отца. Существовала единственная возможность для освобождения (эманципации) сына при жизни отца–через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делается когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.

Жена, так же как и другие домочадцы, была во власти своего мужа. Сама форма брака была для нее унизительной, особенно если он устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей – «сине ману», без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался – хотя и не без обряда – переходом жены в дом мужа. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. Такой брак следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически попадала под его власть – по приобретотельной давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей проводила вне дома (у родителей, родственников), и таким образом давность прерывалась. Брак «сине ману» оставался в силе. Дети, рожденные как в «правильном браке», так и в браке «сине ману», признавались законными в равной мере.

Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Возможно, что первоначально это была некоторая юридически не-| полноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н.э.)[9].

Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое, переходившее в собственность мужа. В случае развода, если последний совершался по вине мужа, оно возвращалось полностью или частью.

В соответствии с патриархальными воззрениями и всем строем римской семьи «даже совершеннолетние женщины, – сообщает Гай, говоря о Законах XII таблиц, – вследствие присущего им легкомыслия» должны были состоять под опекой.

Наследование имущества дозволялось как по закону, так и по завещанию. При этом не исключается, что в самый ранний период истории Рима завещательные распоряжения нуждались в санкции народного собрания, наблюдавшего за тем, чтобы не были обойдены по произволу законные наследники и таким образом не наносился ущерб старым родам и фамилиям.

Господствующей формой брачных отношений в период империи становится брак, при котором нет власти мужа. Обязательным условием брака является согласие брачующихся. Брак по расчету, особенно в среде имущих классов, становится обыкновенным явлением. Римский брак в период империи – типичная форма моногамии; его основанием служит частная собственность, его принципом – господствующее положение мужчины.

Страницы: 1 2 3 4


Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи. Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующ ...

Культура Монголии в Новое время
Определяющее влияние на развитие монгольской культуры XVI-XIX вв. оказал буддизм. В XVI в. на монгольский язык были переведены с тибетского произведения классической буддийской литературы — «Ганджур» и «Данжур». В тот же период был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо). В XVII в. появляется ряд произведений, которые ...

"Корейский кризис" 1976 г.. Пересмотр плана вывода американских войск из Южной Кореи
18 августа солдаты американской и южнокорейской армий без согласования с северокорейской стороной попытались спилить дерево вблизи южнокорейского контрольно-пропускного пункта в зоне перемирия в Пханмунчжоме. Представители КНДР выразили протест, но американо-южнокорейская сторона не пожелала урегулировать проблему мирным путем. Произошл ...