В результате первой мировой войны и гражданской войны в России и Европе закладывается принципиально новая геополитическая ситуация. Окончательно ломается традиционная для XVIII - начала ХХ века система европейского равновесия “2+1”: два враждующих континентальных центра сил и Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них.

Мировое равновесие дестабилизировала и победа в России большевизма, ориентировавшегося на мировую пролетарскую революцию. Таким образом, вместо схемы “2+1” возникает другая - “2 (Франция против Германии) + 1 (Великобритания) + 1 (СССР, стоящий вне системы цивилизованных государств)”.

Несмотря на враждебность мировых держав к СССР, противоречивость их геополитических интересов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и тем более осуществлению военной интервенции в СССР. Все это создавало благоприятные условия для советской дипломатии. Советское правительство, оказавшись у власти, объявило о решительном разрыве с прежними дипломатическими традициями. Большевики утверждали, что раньше дипломаты сговаривались между собой тайно, за спиной своих народов; а Советской власти скрывать от народа нечего. В первом же ее постановлении - Декрете о мире - говорилось: “Тайную дипломатию правительство отменяет, выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом”.

Газеты немедленно начали публиковать тайные договоры прежней власти, хранившееся ранее в строжайшем секрете. Благодаря этому открылись многие неизвестные цели воюющих держав, что произвело сильное впечатление во всем мире. “Народ видит, из-за чего его гнали на бойню, - замечал по этому поводу В. Ленин. - Советское правительство . показало, что правители всех стран - разбойники”.

Не слишком уважительно большевики относились и к дипломатической неприкосновенности. Обыски в посольствах, изъятие у послов автомобилей , а подчас и аресты дипломатов стали обычным явлением. Большевики не видели особого смысла в “церемониях с классовыми противниками”, даже зарубежными, - ведь с ними уже начата во всем мире беспощадная война. Конечно, в такой обстановке иностранные державы отказывались признать советскую республику. Лев Троцкий, в то время нарком иностранных дел, замечал вскоре после Октября: “Дело мое маленькое: опубликовать тайные договоры и закрыть лавочку”.

Вначале победа Октября в России представлялась большевикам лишь первым шагом к мировой революции. В 1919 г. решено было образовать штаб этой будущей мировой революции - Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

2-6 марта в Московском Кремле прошел учредительный конгресс Коминтерна. Своего делегата - Гуго Эберлейна - прислали германские коммунисты. Остальные основатели Коминтерна состояли в РКП(б) и проживали в Советской России, а иностранцами считались лишь по национальности. Официально сообщалось, что на конгрессе присутствовал 51 делегат из 30 стран.

Выступая в день закрытия конгресса, В. Ленин убежденно заявил: “Товарищи, присутствующие в этом зале . увидят все, как будет основана Всемирная Федеративная Республика Советов (Апплодисменты)”. Привычной концовкой большинства речей служил лозунг “Да здравствует мировая революция!” Руководство Коминтерна мыслилось как зародыш всемирного правительства, причем РКП(б) формально подчинялась Коминтерну.


«Оттепель» и советская культура в конце 1950—1960-х гг
В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг. , нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образова ...

Адриан
Новый император понимал невозможность продолжения войны с парфянами. Восстания в Египте, Кирене и на Кипре еще не были подавлены, когда начались волнения в Иудее, а также в далеких Британии и Мавретании. Все свое внимание новый император обратил на оборону границ империи. В годы его правления велось интенсивное строительство укреплений ...

Древняя Русь
Методические указания. В работе по данной теме студенты должны изложить основные теории происхождения Древнерусского государства (нормандскую и антинормандскую), происхождения славян, дать характеристику восточнославянских племен и VIII–IX вв., показать, как шел процесс объединения племен в государство, охарактеризовать общественный ст ...