Эпоха Петра I и содержание петровских реформ
Страница 4

Вторая точка зрения: поскольку классический абсолютистский, феодальный по своей сущности, режим впервые сложился на Западе в период «равновесия» и «противовеса», а в России этого не было, т. к.капитализм и буржуазия еще не сформировались, то: а) или в период Петра мы имеем не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии; б) или в петровский период в России возник абсолютистский режим, типологически отличный от западного.

Очевидно, что вторая позиция ближе к научной истине. Особенность «российского абсолютизма», его отличие от западного заключались в большой самостоятельности по отношению к гражданскому обществу. Режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

Серьезные преобразования в области культуры начались еще в XVII веке в связи с наступлением нового времени. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.

Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований – это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы во всех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строительстве, архитектуре и т.д. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагала единственным учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией. Но после отстранения в 1694 году от руководства ею братьев Лихуд, академия вместе со 150 учениками стала хиреть.

Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иностранных учителей (а это обходилось дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей – члены посольств и верхушка купечества (гости). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 году был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное Зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость – подготовка к службе, а счастье – следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Страницы: 1 2 3 4 


Революция и объединение королевства (1848-1870г.). Назревание революционного кризиса
В начале XIX века итальянское национально-освободительное движение и движение объединения формируются в два политических течения. Одно из них революционное, предполагавшее вовлечение широких народных масс в борьбу за национальное освобождение и объединение страны, формировалось вокруг группы интеллигентов и буржуа, входящих в подпольное ...

Внешняя политика России в XVIIв.
Основные задачи: 1. Возвращение территорий, потерянных в период Смуты, а в перспективе - присоединение украинских и других земель, входивших в состав Древней Руси. 2. Борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. 3. Дальнейшее продвижение на восток. Препятствие решению этих задач: 1. Экономическая и военная отсталость России. 2. з ...

Битва на Курской дуге
Серия военных поражений сильно обескровила немецкую армию. Гитлер приказал начать «тотальную» (всеобщую) мобилизацию, в ходе которой в армию были призваны еще 2 млн. солдат и офицеров. На Восточный фронт были переброшены и немецкие дивизии из стран Европы, где второго фронта по-прежнему так и не было. Всего под Курском было сосредоточен ...