Историческая информация » Местное самоуправление в дореволюционной России » Недостатки земского управления в дореволюционной России

Недостатки земского управления в дореволюционной России
Страница 2

В годы проведения земской контрреформы болезненную остроту взаимоотношениям бюрократии с земствами придало Положение о земских начальниках (1889). Назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства земские начальники сосредотачивали фактически всю полноту власти на местах. Поставленные над крестьянскими и волостными управлениями, они унаследовали и функции мирового суда, по этому Положению отменявшегося. Фактически власть земских начальников становилась воссозданием утраченной вотчинной власти помещиков периода феодализма. Характерно, что при обсуждении в Государственном совете против подготовленного министром внутренних дел Д.А. Толстым проекта законов о земских начальниках высказалось подавляющее большинство (39 голосов против 13). Царь настоял на принятии проекта.[6]

Под влиянием получившей распространение в литературе в научных и общественных кругах России в последней трети XIX века государственной теории самоуправления, при Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). В результате в земстве было увеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из числа избранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников не только с точки зрения законности своей деятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Отмечая регрессивный характер новых Положений, Н. М. Коркунов писал: «Никакого органического, внутреннего единства земского и правительственного начала новое Положение не установило. Только равновесие прежнего последовательно выдержанного дуализма нарушено в смысле усиления правительственного воздействия на земское дело».

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г. Закон о земской реформе. Предполагалось, в частности ввести земское самоуправление на волостном уровне. Осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г.

Страницы: 1 2 


Основные черты империи древности
Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы: 1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - ран ...

Проблемы общественных отношений в средневековой истории
Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производ­ственных отношений, основанных на земельной собствен­ности. Феод — земельное владение, пожалованное сеньором сво­ему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору. В отечественной историографии долго было принято считать пери ...

Анна Иоанновна Романова
Период правления императрицы Анны Иоанновны традиционно считается наиболее мрачной полосой в истории России XVIII века. Он сопровождался многочисленными казнями и ссылками, всесилием сыскных органов и полным равнодушием царицы к государственным интересам страны. Отцом Анны Иоанновны был Иван (Иоанн) Алексеевич, младший из пяти сыновей ...