Образование империи Ахеменидов. Правление Кира
ВеликогоСтраница 1
Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э.
Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. «Каспийский» тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране[2].
Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего – в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гёй-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном («утробном») положении. Реконструкция жизни древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробной жизни.
Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.
Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной – красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана – в Китае[3].
Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли. Более того, они оказали сильное влияние на нарождавшуюся в стране новую культуру, которую некоторые ученые называют иранским исламом. В современном Иране сохраняются многие домусульманские традиции и обряды. На протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки возродить древние традиции. Последняя из таких попыток была предпринята в правление династии Пехлеви.
Ряд историков полагает, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства[4].
Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев
Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг
Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабр ...
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ре-
акция на нее в Украине.
1. Предпосылки попытки государственного переворота.
В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного догово ...
"Корейский кризис" 1976 г.. Пересмотр плана вывода американских
войск из Южной Кореи
18 августа солдаты американской и южнокорейской армий без согласования с северокорейской стороной попытались спилить дерево вблизи южнокорейского контрольно-пропускного пункта в зоне перемирия в Пханмунчжоме. Представители КНДР выразили протест, но американо-южнокорейская сторона не пожелала урегулировать проблему мирным путем. Произошл ...