Историческая информация » Европа от средневековья до Второй мировой войны » Историческая обусловленность эпохи просвещения

Историческая обусловленность эпохи просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыс­лителей, ученых этого времени отличало стремление си­стематизировать и углубить знания о природе. Экспери­ментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и тех­нологические достижения.

В XVIII в. в ведущих европей­ских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежно затронули и общество в его про­шлом и настоящем.

Просвещение — система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифео­дальная направленность политических идеалов и решитель­ный разрыв с теологическим объяснением истории.

Просветители сделали смелую попытку создать науч­ную картину общества, выявить законы общественного раз­вития. Как возникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовые учения, основанные на теории естественного права и концепции обществен­ного договора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б. Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно выс­шему закону природы были даны прирожденные неотчуж­даемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.

Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состоя­ние? Каким образом возникло государство. Согласно кон­цепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, посколь­ку в естественном состоянии невозможно полностью обес­печить права человека: каждый человек — «сам себе су­дья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются. Государ­ство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, а сами стали его поддан­ными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и при­рожденные права.


Теории образования древнерусского государства. Норманнская.
В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобиц ...

Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии
Массарик (Гарриг Масарик) Томаш (7 марта 1850, Годонин, Южная Моравия — 14 сентября 1937, Ланы, близ Праги), чехословацкий государственный и общественный деятель. Первый президент Чехословакии (1918-1935). Один из основателей либерально-политической группы «Реалисты» (1889; первоначально была связана со старочехами, затем — младочехами ...

Индустриализация в 30-е гг.
В таких условиях началась вторая пятилетка (1933-1937). План ее был более сбалансированным; предусматривалось, что ежегодный промышленный рост будет составлять 16,5%. Больше средств предполагалось вложить в легкую промышленность. Но вновь основное внимание уделялось тяжелой индустрии. Вторую пятилетку, как и первую, власти объявили «до ...