Историческая информация » Европа от средневековья до Второй мировой войны » Историческая обусловленность эпохи просвещения

Историческая обусловленность эпохи просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыс­лителей, ученых этого времени отличало стремление си­стематизировать и углубить знания о природе. Экспери­ментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и тех­нологические достижения.

В XVIII в. в ведущих европей­ских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежно затронули и общество в его про­шлом и настоящем.

Просвещение — система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифео­дальная направленность политических идеалов и решитель­ный разрыв с теологическим объяснением истории.

Просветители сделали смелую попытку создать науч­ную картину общества, выявить законы общественного раз­вития. Как возникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовые учения, основанные на теории естественного права и концепции обществен­ного договора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б. Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно выс­шему закону природы были даны прирожденные неотчуж­даемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.

Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состоя­ние? Каким образом возникло государство. Согласно кон­цепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, посколь­ку в естественном состоянии невозможно полностью обес­печить права человека: каждый человек — «сам себе су­дья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются. Государ­ство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, а сами стали его поддан­ными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и при­рожденные права.


Колониализм и социальные перемены на Востоке
В колониальную эпоху на Востоке начались социальные перемены. При этом речь идет не только о преобразованиях, которые проводили колонизаторы, но и о реформах в странах, сохранивших свою государственность и стремившихся дать более или менее адекватный ответ на вызов истории, ставившей под сомнение суверенитет и жизнеспособность народов В ...

Князь Дмитрий Иванович (1359-1389)
Во второй половине XIV века Золотая орда была охвачена внутренними смутами, за двадцать лет у власти сменилось 14 ханов. В этих условиях один из ордынских эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. Мамай стремился распространить свою власть и на русские княжества. Союз Мамая с Западом нёс угрозу государственной и идеол ...

Успешность политики правительства
Это давление и в не меньшей степени соображения экономической целесообразности постепенно заставили гоминьдановское руководство ускорить перемены в экономической политике. Еще в середине 50-х гг. гоминьдановское правительство принимает первые законодательные акты, предоставлявшие некоторые льготы иностранным инвесторам, в особенности ки ...