Римское право на рубеже древнего мира и средневековьяСтраница 1
Византия уникальное политическое явление зарождающейся средневековой эпохи, объединяющее культуру, в том числе и правовую, Запада и Востока. Утверждение в ней монархии восточного типа и ее притязания на восстановление былой римской империи потребовали коренной переоценки и старого правового наследия. Она осуществлялась по нескольким конкретным направлениям. Прежде всего критике и переработке подвергались многие законодательные тексты и сочинения видных юристов прошлого. Императоры Византии издают новые законодательные акты (конституции). На рубеже IIIIV вв. появляются частные своды норм римского права и конституции, комментарии к ним. Их составителями были Григорий и Гермогениан. Из них самым обширным являлся григорианский свод, который включал 19 книг. Первым официальным сводом законов стал кодекс императора Феодосия II 438 года, который являлся систематизацией действующих конституций.
Но самым выдающимся памятником систематизации римского права несомненно является кодекс императора Юстиниана. Комиссия по его составлению была образована Юстинианом в 528 г. Она состояла из семнадцати членов, с участием выдающихся византийских юристов Трибониана, Теофила и Дорофея. При разработке кодекса они стремились соединить разные ветви римского права (цивильное и право народов). В 533 году до н.э. император Юстиниан одобрил кодекс, который стал называться его именем. Кодекс состоял из следующих основных частей.
1. Институции. Эта часть представляла собой элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей, но имеющий юридическую силу (4 книги).
2. Дигесты или пандекты. Это расположенные по определенной системе выдержки из произведений римских юристов (50 книг), которые содержали юридические нормы.
3. Кодекс. Собрание императорских конституций (общих 4600 правил) из 12 книг.
4. Новеллы. Конституции императора Юстиниана.
До нашего времени кодекс Юстиниана в подлиннике не дошел, а сохранился лишь в поздних рукописях. Данный кодекс считался венцом римской юриспруденции и был возведен в догму. Только император имел право толковать законы и изменять их.
Цель кодекса Юстиниана сводилась к созданию системы норм римского права, призванной регулировать не только отживающие рабовладельческие, но и новые нарождающиеся феодальные отношения.
Законодательство Юстиниана упрощает и облегчает процедуру отпуска раба на свободу, установив только два ограничения: а) господин, не достигший двадцатилетнего возраста, для отпуска на свободу раба должен был получить особое разрешение властей; б) запрещалось освобождать рабов в ущерб интересам кредиторов. Раб, отпущенный на свободу, становился римским гражданином.
Кодекс определяет правовой статус колона бывшего раба, который получил от господина участок земли в аренду и вел свое хозяйство, выплачивая последнему установленную ренту. Он мог приобретать и владеть имуществом, которое не носило наследственный характер. Но " . никто из колонов, говорилось в законе, не может по своей воле уходить куда хочет, как это может делать свободный человек ."
Научные взгляды Ибн Сины
(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридические н ...
Социально-экономическое развитие РФ в 90е гг XXв-начале
XXIв.
С начала 1922г началось введение свободного ценообразования и либерализация торговли. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов. На месте колхозов и совхозов создавались акционерные общества или производственные кооперативы.
С целью приватизации государственных предприятий и жилья был создан Государственный комите ...
Внутренняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг
В октябре 1991 г.
была составлена программа экономических преобразований, включавшая:
1) либерализацию цен;
2) приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве;
3) антимонопольную налоговую политику;
4) сокращение необоснованных расходов;
5) систему адресной социальной помощи;
6) налаживание экономических отнош ...