Историческая информация » Понимание исторического текста

Понимание исторического текста
Страница 1

Кризис российского общества 90-х годов ХХ века породил, по общему мнению историков, глубокий кризис исторического знания в России. Но в то же время создал для историков новые возможности для дальнейшего совершенствования методологии исторической науки: «ему (историку) неслыханно повезло: ведь он живет в такое историческое время, когда сейсмические потрясения, выпавшие на долю его страны, обнажили глубинные пласты истории и вы­вели на поверхность таившиеся в них силы. Такое случается не часто» поэтому «историческое знание неизбежно должно приобрести новый ин­теллектуальный статус и разработать собственную гносеологию» ((1, С. 11). Перед историками встала задача формирования нового исторического сознания (2).

Философская эпистемология истории предлагает выход в синтезе парадигм, взаимодополняемости всех конкурирующих исследовательских стратегий. Б.Г. Могильницкий считает, что «эффективность исторических исследований всецело зависит от его способности максимально расширить круг привлекаемых познавательных средств и синтезировать их в единую исследовательскую методологию, по­зволяющую достичь целостное понимание изучаемого объекта . При этом речь идет .об их синтезе, единственно способном дать новое, интег­рированное знание об изучаемом объекте» (3, С. 6).

Мы исходим из утверждения, что понимание является доминирующим (по сравнению с другими) способом освоения культурно-исторической действительности, определяющим специфику гуманитарного, и, в частности исторического познания. Понимание - уже признанный, но еще мало изученный в отечествен­ной философской методологии способ когнитивного отношения к исторической действи­тельности. В отечественной философии и методологии истории отсутствуют исследования, посвященные анализу понимания исторического (а не психологического, лингвистического, логического и т.д.).

В данной работе мы остановимся на некоторых особенностях исторического понимания, связанного со спецификой предмета исторической науки - его текстовым характером. Задача состоит в том, чтобы, основываясь на уже разработанных подходах к пониманию, показать возможности и эффективность применения этих идей для познания истории.

Существенная эволюция проблем, характера предмета и методов современного исторического знания значительно повлияла на дальнейшие перспективы исследования исторического и понимания. Одной из важнейших тенденций современной исторической науки является «лингвистический» поворот, совершившийся в исторической науке под влиянием постмодернизма, в результате которого был введен такой логический концепт, как текст. Все более укореняется позиция, различающая результат исследования историка и историческую действительность, исходящая из того, что деятельность историка носит знаковый характер.

Понимание как метод должно соответствовать предмету истории. Поэтому, рассуждения о специфике и структуре исторического понимания должно опираться на онтологические основания о существовании истории либо как онтологической (внетекстовой) реальности либо представленности ее в дискурсивной форме. Абсолютизация языка как «посредника культуры, в котором реальность конструируется и сознается» приводит постмодернистов к утверждениям, что «вне текста не существует ничего» и нет «никакой внеязыковой реальности», которую историки способны понять и описать, в результате чего исторические тексты представляются «сценариями культуры», точнее - дискурсивными наборами символических систем. Историки постмодернисты счи­тают, что «история никогда не является нам иначе как в дискурсивной форме, включающей все виды коммуника­ции, в том числе и невербальные» (4, С. 247).

В настоящее время многие отечественные и зарубежные историки критически относятся к «вызовам постмодернизма», принесшим в историческую науку «кризис идентичности», покушение на профессию историка и социальный статус самой исторической науки Критики постмодернизма в истории, прежде всего, не принимают постмодернистское отрицание внетекстовой реальности. (5)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Крымская война. 1853-1856гг.
Поводом к войне стал спор между православной (Россия) и католической (Франция) церквями за право контролировать христианские святыни в Палестине. Этапы: 1. Русско-турецкая война. Июнь-декабрь 1853г. Русская армия после отклонения турецким султаном ультиматума о предоставлении российскому императору права покровительствовать православ ...

Внешняя политика России в 60-90х гг XVIIIв.
1768-1774гг - русско-турецкая война 1770г - Чесменское сражение 1774г - Кючук-Кайнарджирский мир 1783г - присоединение Крыма к России 1787-1791гг - русско-турецкая война 1787г - сражение под Кинбурном 1778 г - взятие Очакова 1791г - Ясский мир Задачи: 1. Обеспечение выхода к Черному морю, необходимость которого вызывалась: - пот ...

Сравнение права римского права периода республики и периода Римской империи
Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй–все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарени ...