Изучая историю, мы, на самом деле, изучаем самих себя, стараясь найти ответы на извечные вопросы, которые задавали себе люди во все времена: кто мы? откуда? и где наши корни? И нам вовсе не хочется довольствоваться лишь неясными предположениями, нас интересует достоверная информация. И в этой связи, история, как наука, оперирующая исключительно фактами, имеет для нас первостепенное значение, ведь именно она может дать достоверные ответы на эти главные для всех нас вопросы. А история человечества это, прежде всего, - история человеческой деятельности, то есть - те следы, которые оставил человек на Земле, следы сознательного изменения окружающей среды и, вместе с этим, и себя самого.

И что бы ни являлось для нас свидетельством этой самой деятельности: искусственное изменение ландшафта, постройки, предметы быта или письменные источники, нас, прежде всего, интересует даже не то, что конкретно сделано, а как, когда и зачем это сделано? Ведь именно понимание этого и определяет наше место в мире.

И каждый раз, рассматривая какую-нибудь древнюю постройку или даже вполне обычный предмет, мы задаем себе вопросы: как это изготовлено? из какого материала? при помощи каких технологий? и какими инструментами?

И это далеко не новость. Именно вопрос об использовании человеком тех или иных инструментов и лег в основу общепринятой классификации исторических периодов, делящих весь отрезок древней истории на "каменный", "бронзовый" и "железный" века, согласно тому, из какого материала были, преимущественно, изготовлены инструменты, используемые людьми того времени.

Принято считать, что поначалу, люди пользовались лишь каменными орудиями труда, потом, каким-то совершенно случайным и необъяснимым образом, они научились выплавлять медь и, как-то сразу, догадались соединить ее с оловом, получив бронзу. Так "каменный" век сменился веком "бронзовым", на том прогресс человечества замер на несколько тысячелетий и, по сути, особо ничего интересного не происходило, до тех пор, пока люди не научились обрабатывать железо, перейдя, таким образом, от "бронзового" века - к "железному".

Он-то и дал настоящий толчок развитию человечества! Потому что, как только человечество вступило в фазу "железного" века, оно сразу же стало более развитым, как общественно, так в области ремесел и сельского хозяйства, и именно повсеместное применение железных орудий заложило основу нашего современного мира.

И, при этом, никого, почему-то, совершенно не смущает тот факт, что не только цивилизации Древнего Египта, Месопотамии или Индии, достижениями которых мы не устаем восхищаться, но и сама Древняя Греция и даже великий и ужасный Рим, так же относятся именно к эпохе пресловутого "бронзового" века!

А, вот в раннем европейском средневековье, как раз, использовались, преимущественно, железные орудия труда! Выходит, что этот исторический период нам следует отнести к "более прогрессивному" "железному" веку. И это притом, что само раннее европейское средневековье являлось периодом, вошедшем в историю под не слишком привлекательным термином "темные века", по причине того, что после распада Римской империи, в которой эти территории являлись отдаленными окраинами, там практически остановилась вся культурная жизнь и хозяйственная деятельность, а общественные институты перестали существовать.

Выходит, что Рим, давший нам структуру государственного управления, судопроизводства, общественных институтов, урбанизацию, практически современный календарь, основы индустриализации и даже современные удобства в городских домах, по уровню развития мы должны считать более примитивным, чем полудикое общество европейских народов "темных веков", лишь только потому, что в Риме больше использовались бронзовые орудия, а в средневековой Европе - железные.

Страницы: 1 2


Французское Просвещение.
Идея нравственного возрождения общества политическими методами — придала особое своеобразие Французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634—1778), Дени Дидро (1783—1784) и др. Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в ...

Похороны
Не менее значимым обрядом, чем свадьба, в жизни средневекового социума был погребальный обряд. Подробности описаний этих обрядов позволяют выявить отношение наших предков к смерти. Погребальные обряды в языческие времена включали в себя поминальные пиры, проходившие на месте захоронения. Над могилой князя или какого-нибудь выдающегося ...

Александр и Орда
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами. В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на упр ...