Культура, быт, обычаи и верования славян
Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала), сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.
Верования славян называли язычеством. Наши предки обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце, Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".
Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти метров, затем устраивали
там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.
В наиболее изученном археологами прикладном искусстве прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей, домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда, оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в частности их труд и борьбу с врагами.
У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен византийцами троих славянских гусляров.
В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык", "не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у всех ." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах". По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.
Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.
Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что способствовало их объединению в государственные союзы на значительных территориях.
Центристская.
Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности
- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам
- вопрос о том, яв ...
Вторая пятилетка
В начале 1934 г. был утвержден план второй пятилетки (1933— 1937 гг.). Если за годы первой пятилетки, как считалось тогда, был построен экономический фундамент социализма, то главной задачей второго пятилетнего плана было построение социалистического общества. Среднегодовой прирост промышленной продукции должен был составлять 16,5%, Пре ...
«Русская Правда».
Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые ис ...