Историческая информация » Теоретические основы изучения истории России » Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. Реформы 1801–1811 гг

Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. Реформы 1801–1811 гг

Начало XIX в. ознаменовалось дворцовым переворотом. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г.

император Павел I

был задушен, а его сын, участник заговора, вступил на престол. В своем манифесте Александр I

объявил народу, что его отец скончался от апоплексического удара.

В июле 1801 г.

император создал и возглавил Негласный комитет, в который вошли П. А. Строганов,В. П. Кочубей,Н. Н. Новосильцев

.

12 декабря 1801 г.

был издан указ, разрешающий купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность.

Указ – «О вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г.

– разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп.

8 сентября 1802 г.

с целью укрепления централь ной власти вместо коллегий было создано восемь министерств:

1) иностранных дел;

2) военно-сухопутных дел;

3) военно-морских дел;

4) юстиции;

5) внутренних дел;

6) финансов;

7) коммерции;

8) народного просвещения.

8 сентября 1802 г.

Александром i был подписан Указ о правах Сената, который был объявлен высшим административным и судебным органом. В период с 1802 по 1804 гг.

была перестроена вся система учебных заведений. В результате систему просвещения составили четыре звена:

1) годичная приходская школа;

2) двухлетнее уездное училище;

3) губернское училище (гимназия);

4) университет.

Кроме этого существовали лицеи, институты, военные школы.

Университетский устав 1804 г. впервые предоставил всем университетам автономию.

Сперанский уже к концу 1809 г. составил план реформирования Российской империи – «Введение к уложению государственных законов». Суть проекта заключалась в преобразовании феодально-крепостнической России в правовое буржуазное государство. Также был рассмотрен вопрос отмены крепостного права как непременного условия предотвращения революции.

По проекту конституции, разработанному Сперанским, все население государства делилось на три сословия:

1) дворянство;

2) купцы, мещане, государственные крестьяне;

3) «народ рабочий» – помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга.

Два первых сословия получили политические права. Власть в стране было предложено разделить на:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной – министерства, законодательной – Государственная дума. В качестве совещательного органа при царе учреждался Государственный совет.

Из крупных его проектов был осуществлен только один: 1 января 1810 г.

был учрежден Государственный совет.


Этические и эстетические составляющие письменного стиля
Хороший вкус. Прежде всего, это означает избегать в своих письменных материалах употребления грубых слов, нецензурных выражений, унизительных и оскорбительных высказываний. Порядочность. Понятие порядочности поведения заставляет избегать: 1.Составления материалов, которые подрывают репутацию других специалистов, также работающих в обл ...

Наказ
Особое значение в первые годы царствования Екатерины имел созыв комиссии о сочинении проекта нового уложения, последней и наиболее выдающейся в ряду законодательных комиссий XVΙΙΙв. У неё были 2 главные черты: избирателям было предложено составить и вручить депутатам наказы о местных пользах общегосударственных потребност ...

Строительство Морской академии при Петре I
Целью моей работы было показать, что со строительства Морской академии в Санкт-Петербурге в 1715 г началось развитие и становление российского флота в целом. "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет". Это высказывание Петра I как нельзя точно показывает н ...