При видимых элементах сегрегации и строгом разделении полов в османском обществе есть места с определенной свободой. Если отец — глава семейства (на него возложены заботы по ведению домашних дел и распоряжение прислугой), выказывать которому уважение и послушание обязаны все члены семьи, то его супруга — бесспорная хозяйка в «женской епархии». Гарем — ее вотчина. Глава семьи, чтобы войти туда, должен соблюсти целый ряд правил и формальностей, нарушить которые он может лишь в очень редких случаях. www.wayculture.ru

Гаремы — образ жизни исключительно богатых людей и a fortiori лиц высокого ранга: визири, беи, паши и т.д. Большинство турок существует моногамно. Не случайно некоторые европейские путешественники шутили, что турок видит за всю свою жизнь пять или шесть женских лиц в семейном кругу, и для него единственное утешение — это смотреть на проходящих гречанок, армянок и случайных путешественниц из Европы.

Конечно же, когда говорят об османских гаремах, в воображении тотчас же возникает образ гарема султана, который находится в эидеруп, самой закрытой части дворца Топкапы с начала XVI в. Действительно, именно этот гарем породил фантастические картины и множество легенд в воображении европейцев. Для этого гарема была характерна четкая организация.

Девушки, добытые на войне, подаренные придворными или купленные на невольничьих рынках, приходили к близости с султаном в соответствии с определенными правилами и порядками. Будучи принятыми в гарем султана, они познают основы ислама и обучаются всем тем искусствам и ремеслам, без которых нельзя стать достойной собеседницей: шитью, вышивке, пению, музыке, танцам, поэзии и т.д. Постепенно, в процессе регулярного отбора, они получают определенные звания, по терминологии схожие с цеховым делением ремесленников: из новеньких (джарийе) они становятся ученицами (шагирт), затем «компаньонками» (гедикли) и, наконец, «мастерицами» (уста). Султан берет себе любовниц из этих уста. Существовали также временные фаворитки (гезде) и наложницы в прямом смысле слова, называемые хасс одалык(отсюдатермин «одалиска»), или хассеки. Оказавшись на самой высокой иерархической ступени, они отделяются от обычных рабынь, им предоставляют отдельное жилье, коляску и рабов.

Несмотря на то, что законного (с европейской точки зрения. — Прим. ред.) брака нет, четыре из хас-секи занимают привилегированное положение и носят титул кадып; между ними иерархия зависит от того, у кого раньше родится сын. Первой, башкадъш, становится та, которая первой подарит султану сына, предположительно, наследника трона. Кадып с комфортом жили в отдельных помещениях и могли рассчитывать на внушительные доходы, которые они часто использовали на строительство медресе, больниц, общественных бань, мечетей или фонтанов в трех имперских столицах (Бурсе, Эдирне, Стамбуле), а также в центрах провинций. По примеру принцесс некоторые кадып также связали свои имена с богоугодными заведениями и в течение веков содействовали цивилизаторскому преобразованию территорий империи.

После кончины султана его жен и фавориток переводили в Эски Сарай, «Старый дворец». Это место, в котором царила атмосфера отстраненности и уныния, имеет дурную репутацию. Между тем, согласно обычаю, после смерти султана его жены могут вновь вступить в брак. С согласия нового султана они могли выйти замуж за человека высокого ранга.

Страницы: 1 2


Общая характеристика внутренней политики Ярослав Мудрого.
Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организ ...

Дворцовая тетрадь
Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. С ...

О реформе военной школы
Система военного образования, доставшаяся России в наследство от Советского Союза, с самого начала создания Вооруженных сил России подвергалась критике, во многом справедливой. Однако существующие недостатки померкли в сравнении с теми «усовершенствованиями» системы военного образования, которые вскоре последовали. Появление новых «сил ...