Историческая информация » Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа » Сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода

Сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода

Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя — господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима, и потому вопрос о их происхождении всегда привлекал к себе особенное внимание исследователей. Уже древность дала нам два разных ответа на этот вопрос. www.geoknow.ru

Ливий производит патрициев от patres, то есть сенаторов, и считает их потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий, знакомый из истории греческих городов с ролью знатных родов, предполагает существование таких родов искони и в Риме.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:

1) наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы,

2) чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,

3) собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.

В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).

Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания .


Исторический аспект принятия Конституции 1977 г. . Причина разработки новой Конституции
Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, по нашему мнению, следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Чуть далее будет назван целый ряд официально объявленных предпосылок появления новой Конституции (с нашими комментариями), однако основной все же можно назвать именно эту. Хотя общество ...

Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Византия уникальное политическое явление зарождающейся средневековой эпохи, объединяющее культуру, в том числе и правовую, Запада и Востока. Утверждение в ней монархии восточного типа и ее притязания на восстановление былой римской империи потребовали коренной переоценки и старого правового наследия. Она осуществлялась по нескольким кон ...

Гангутское морское сражение (1714 г.)
После победы зимой 1714 г. у Лапполо можно было развивать действия на море. К 1714 г. русский флот представлял большую силу, способную потягаться с шведским флотом. Обстановка в Западной Европе несколько улучшилась для России. Между державами-победительницами — Англией, Голландией и Австрией — начались серьезные трения после Утрехтского ...