Для упрочения своей власти в Греции (особенно после неудачного похода македонского полководца Зопириона в Северное Причерноморье и антимакедонского восстания во Фракии) летом 324 до н.э. издал указ о возвращении в греческие полисы всех политических эмигрантов (кроме врагов Македонии) и о восстановлении их имущественных прав. Серьезно ограничил полномочия Ахейского, Аркадского и Беотийского союзов (а может быть, даже полностью распустил). Добился от греческих государств признания себя сыном Зевса-Аммона; в Элладе начали возводить святилища Александра.

Зимой 324/323 до н.э. провел свою последнюю кампанию – против коссеев (касситов), совершавших разбойничьи набеги на Месопотамию. После успешного ее окончания, отвел армию в Вавилон, где стал готовиться к походу на запад: намеревался разгромить Карфаген, захватить Сицилию, Северную Африку и Испанию и дойти до Геркулесовых Столпов (совр. Гибралтарский пролив). Разрабатывал также планы военных экспедиций вокруг Гирканского (совр. Каспийского) моря и на юг Аравийского п-ва; уже был объявлен сбор флота и армии. Однако в начале июня 323 до н.э., побывав на пиру у своего друга Медия, заболел: возможно, простудился и подхватил воспаление легких, осложнившееся тропической малярией; существует версия, что он был отравлен Иолой, сыном Антипатра, которого собирался лишить должности наместника Македонии. Успел проститься с армией и 13 июня 323 до н.э. скончался в своем вавилонском дворце; ему было всего тридцать три года. Тело царя было перевезено одним из его приближенных Птолемеем Лагом, правителем Египта, в Мемфис, а затем в Александрию.

Личность Александра соткана из противоречий. С одной стороны, он – гениальный полководец, мужественный солдат, широко образованный человек, поклонник литературы и искусства; с другой – безмерный честолюбец, душитель греческой свободы, жестокий завоеватель, самовластный деспот, считавший себя богом. Историческое значение деятельности Александра: хотя созданная им держава распалась вскоре после его смерти, его завоевания положили начало эпохе эллинизма; они создали условия для греко-македонской колонизации Ближнего Востока и Средней Азии и для интенсивного культурного взаимодействия эллинской и восточных цивилизаций.

Оба сына Александра – Геракл (от Барсины) и Александр IV (от Роксаны) – погибли во время войн диадохов (полководцев Александра, поделивших его Империю): Геракл был убит в 310 до н.э. по приказу имперского регента Полисперхонта, Александр IV в 309 до н.э. по повелению правителя Македонии Кассандра.

Страницы: 1 2 


Колониализм и социальные перемены на Востоке
В колониальную эпоху на Востоке начались социальные перемены. При этом речь идет не только о преобразованиях, которые проводили колонизаторы, но и о реформах в странах, сохранивших свою государственность и стремившихся дать более или менее адекватный ответ на вызов истории, ставившей под сомнение суверенитет и жизнеспособность народов В ...

Классическое средневековье. Основные черты средневекового города
В центре города лежала обычно просторная рыночная площадь. На нее выходило величественное здание ратуши — здесь располагался магистрат, здесь «отцы города» решали важнейшие дела. Неподалеку обычно возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не только на молитву, но и чтобы отметить важное событие или праздник, высл ...

Внутренняя борьба в Японии
Феодальные князья, используя новые сложившиеся обстоятельства, стали предъявлять все большие требования к расширению своих прав за счет сёгуната. В 1862 г. один из самых могущественных князей южной Японии, Симадзу из княжества Сацума, двинул свои войска на Киото под тем предлогом, что он желает лично выразить свои верноподданнические ч ...