Историческая информация » История Украины с древности до наших дней » Развитие капитализма в Украине. Развитие промышленности.

Развитие капитализма в Украине. Развитие промышленности.

На протяжении 60-80-х годов в XIX ст. в Украине завершился промышленный

переворот, то есть переход от мануфактур к машинной индустрии, самыми характерными признаками которой было использование в производстве паровых двигателей, системы машин и станков. Основным промышленным топливом стал каменный уголь. Большие капиталистические предприятия - заводы и фабрики - для повышения производительности труда начали использовать достижения науки и техники. Экономическое развитие Украины в то время определяли прежде всего, отрасли тяжелой промышленности - угольная, железорудная, металлургическая, машиностроительная. Интенсивнее всего развивался Донецко-Криворожский железорудный бассейн – главная угольно металлургическая база Украины. Со времени реформы 1861 г. добыча каменного угля в Украине выросла более чем в 115 раз и составляла в 1900 году 691,5 млн. пудов (более половины общеимперской добычи). В конце 90-х годов Украина давала свыше половины общеимперской выплавки чугуна (92 млн. пудов) и немного меньше половины железа и стали (59 млн. пудов). За последние два десятилетия XIX ст. в Екатеринославской и Херсонской губерниях возникло 17 больших металлургических заводов. Некоторые из них были построены на средства иностранных капиталистов: английских - завод Джона Юза с рабочим поселком Юзовка (ныне Донецк); бельгийских Днепровский завод в поселке Каменском (ныне Днепродзержинск); французских - Гданцевский завод возле Кривого Рога. Русские капиталисты стали собственниками заводов: Брянского - возле Екатеринославля, Дружковского и Донецко-Юрьевского в Донбассе. С 1888 по 1894 гг. в Украине было организовано 22 иностранных акционерных компаний суставным капиталом почти 63 млн. рублей. Французский, бельгийский, английский и немецкий капиталы в значительной мере захватили ключевые позиции в каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности Украины. Из иностранцев на многих заводах формировались административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники, мастера и даже часть квалифицированных рабочих. В результате реформ 60-70 годов значительный толчок для развития на основе капиталистических производственных отношений получили традиционные в Украине отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством. В первую очередь это касалось сахарной промышленности, где хозяйничали украинские, русские, польские и еврейские капиталистические предприниматели: Терещенко, Харитоненко, Бобринский, Хряков, Браницкий, Потоцкий, Бродский, Гальперин, Фишман, Гинзбург. Благодаря завершению технического переворота, концентрации производства на больших предприятиях, общее количество сахарных заводов в Украине с начала 60-х к середине 90-х гг. уменьшилось с 247 до 153, а рабочих наоборот увеличилось с 38 тысяч до 78 тысяч. Производство сахара .на них вырасло в 14 раз: с 1,6 млн. до 23 млн. пудов (84% производства всей Российской империи). Чтобы не допускать снижения цен на внутреннем рынке, наибольшие сахарозаводчики Украины объединились в сахарный синдикат - первое в Российской империи капиталистическое монопольное объединение, которое возникло в Киеве в 1887 г. Уже через 5 лет в его подчинении находилось свыше 90% действующих заводов в Украине. В конце XIX ст. возникли большие предприятия транспортного машиностроения: Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы. До 1900 г. они построили 233 паровоза. В то время длина железной дороги в Украине достигала 8417 км. Первой была открыта железная дорога (1865 г.) длинною 219 верст, соединившая Балту и Одессу. После, в интересах помещиков, занимавшихся экспортом хлеба, железные дороги строились в направлении азово-черноморских портов. А открытие в 1884 г. Екатерининской железной дороги, соединившей Донбасс с Криворожьем, было вызвано прежде всего потребностями развития тяжелой промышленности, Царское правительство, в ведении которого находилось все железнодорожное строительство, руководствовалось в Украине колонизаторскими и военно стратегическими соображениями. Его не интересовали нужды местной экономической жизни. Производство железнодорожных рельсов, которое в Украине составляло свыше трех четвертых от общеимперского, преимущественно обслуживало Российскую империю с самыми длинными в мире железнодорожными магистралями. Все самые главные большие железные дороги направлялись к центрам России и Прибалтики. Преследовалась цель сохранить односторонний, фактически колониального характера товарообмен, сложившийся между Украиной и Россией. Ведь только 15% промышленных предприятий в Украине производили готовую продукцию, а все остальные поставляли сырье для изготовления такой продукции в России. Поэтому готовые товары, привозимые из России, стоили дороже, чем сырье с Украины. Таким образом, накопление капиталов в России происходило за счет неэквивалентной торговли ее с Украиной. Да и регулирование цен за провоз грузов по железным дорогам было таким, что выгоднее было промышленную и сельскохозяйственную продукцию вывозить по железным дорогам за пределы Украины, чем развозить ее своим потребителям. Колониальным аграрно-сырьевым придатком к промышленно развитым центральным и западным провинциям Австро-Венгерской империи оставались подвластные ей западноукраинские земли Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Новую сельскохозяйственную технику и наемный труд использовали и зажиточные крестьяне. В конце XIX ст. из всего сельского населения западноукраинских земель таких насчитывалось: в Восточной Галиции – свыше 11%, в Северной Буковине - свыше 8%. Вместе с тем, почти половина крестьянских хозяйств считалась бедняцкими. Нечего было ожидать от них товарной продукции: собранного урожая не хватало даже для прокорма собственной семьи крестьянина-бедняка. Под властью Российской империи процесс социального расслоения украинского крестьянства в условиях капиталистического развития был еще более разительным. В конце XIX ст. зажиточные крестьяне в Украине составляли около четверти всего сельского населения, сосредоточив в своих руках около 40% крестьянских земель и свыше 50% рабочего и продуктивного скота. Хозяйства некоторых крестьян-богатеев (особенно на Юге Украины) достигли размеров значительных помещичьих имений - в тысячу десятин земли и даже больше. В среднем на один крестьянский двор приходилось 10 десятин, а на одно дворянское поместье - 507 десятин. Свыше половины крестьянских хозяйств, земельная собственность которых так и не превышала 5 десятин, считались бедняцкими. Чтобы улучшить свою жизнь, крестьяне-бедняки нанимались к более зажиточным односельчанам, шли работать в помещичьи экономии. Многие из них вообще оставляли свои дома и временно или навсегда нанимались на фабрики и заводы. В конце XIX ст. в Украине насчитывалось до двух миллионов сельскохозяйственных работников.


Проблемы и экономические идеи XIII–XV вв.
В новой редакции "Русской Правды", так называемой "Пространной Правде" (конец XII – начало XIII в.) наряду с упоминанием о "торге" (внутреннем рынке), "гостьбе" (внешней торговле) экономическая мысль господствующих слоев общества все более настойчиво отстаивает вотчинный сепаратизм, усиливает защи ...

Программа реформ
Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на к ...

Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси
Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы. Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храм ...