Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.

Разумеется, это были символы самодержавной власти и поэтому они не пользовались популярностью среди революционно настроенных слоев общества, т.к., по их мнению, противоречили нарождающемуся новому миру. Тем не менее, инерция воздействия прежних символов какое-то время существовала вместе с самими символами. И если «Боже, царя храни» сразу же заменили «Марсельезой», бело-сине-красный флаг еще сохранялся как символ демократической республики. Правда, красное знамя пролетариата, известное по «маевкам» уже с начала века, составило ему серьезную конкуренцию.

С государственным гербом оказалось сложнее. В марте 1917 г. собралась Комиссия по делам искусств «для разъяснения вопроса о государственном гербе». Председателем Комиссии был М.Горький, его «товарищами» - А.Бенуа и Н.Рерих. Однако «разъясняли» вопрос самые известные геральдисты России - В.Лукомский, С.Троницкий, Г.Нарбут, а также И.Билибин. Это были люди эрудированные, прекрасные знатоки геральдики. Они не считали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но вполне допускали использование до этого времени «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без атрибутов царской власти - короны, скипетра, державы, цепи ордена Андрея Первозванного, св. Георгия Победоносца на груди орла.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика - бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало ее вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

В первые месяцы существования Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла (теперь уже символа бывшего Временного правительства) как государственной эмблемы совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет, устройство и принципы политики.

По-видимому, решено было отказаться также и от услуг профессиональных геральдистов, поэтому «геральдическое художество» на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен, например, рассказ скульптора Н.Андреева об одном из проектов нового государственного герба. На рисунке был все тот же двуглавый орел. Но с выщипанными перьями на крыльях, его головы вместо корон украшали красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался красноармейский шлем. В лапах - камень и палка вместо скипетра и державы. Предлагались и другие, не менее фантастические и гротескные варианты герба

Этот период представлял собой определенный этап развития геральдического искусства. В основу была положена особая, как часто ее называют, пролетарская. При помощи подобных эмблем был составлен и первый советский герб.

Помимо городских гербов в сегодняшней жизни утвердился еще один старый символ - бело-сине-красный флаг. В августе 1991 г. решением чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР он был принят в качестве официального флага России.

Любопытную эволюцию претерпели и музыкальные символы России. Почти 26 лет гимном СССР - РСФСР был «Интернационал». В 1943 г., после роспуска III Интернационала, он стал только партийным гимном. Для гимна СССР было решено использовать музыку «Гимна партии большевиков», записанную А.Г.Александровым в 1939 г. Текст сочинили С.В.Михалков и Г.А.Эль-Регистан. Впервые «Союз нерушимый» прозвучал в ночь на 1 января 1944 г., а с марта 1944 он начал исполняться постоянно. В середине 1940-1950-хх гг. Приняты национальные гимны всех союзных республик, кроме РСФСР, которая получила свой гимн в 1990 г. Им стал «Национальный гимн» («Патриотическая песнь») великого русского композитора М.И.Глинки.

В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы читатель выработал свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы России, осмыслить их роль в жизни общества.


Общественного устройства. Династии Меровингов  - ленивые короли”
Ленивые короли Ч прозвище франкских королей из династии Меровингов в 640Ч 751 гг., правивших лишь номинально (реальная власть Ч у майордомов). При них Франкское государство разделилось на несколько частей, в каждой из них был свой король, а реальная власть принадлежала майордомам. Последний из ленивых королей Ч Хильдерик III Ч был низло ...

Политический портрет Андрея Владимировича Козырева
Андрей Владимирович Козырев говорил тихо. Леонид Млечин, известный российский публицист назвал его медвеженком с железным сердцем, это был оптимистичный, добродушный «ранний» Козырев. Вступил в должность министра иностранных дел в возрасте 39 лет, необходимо отметить, что стал он министром иностранных дел РСФСР, в этот период союзным ми ...

Правители.
862-879 - Рюрик 879-912 - Олег 912-945 - Игорь 945-964 - Ольга 964-972 - Святослав 972-980 - Ярополк 980-1015 - Владимир Святой 1015-1019 - Святополк I Окаяный (?), усобица 1019-1054 - Ярослав Мудрый 1054-1078 - Изяслав I 1078-1093 - Всеволод I 1093-1113 - Святополк II 1113-1125 - Владимир Мономах 1125-1132 - Мстислав Велик ...