Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.

Разумеется, это были символы самодержавной власти и поэтому они не пользовались популярностью среди революционно настроенных слоев общества, т.к., по их мнению, противоречили нарождающемуся новому миру. Тем не менее, инерция воздействия прежних символов какое-то время существовала вместе с самими символами. И если «Боже, царя храни» сразу же заменили «Марсельезой», бело-сине-красный флаг еще сохранялся как символ демократической республики. Правда, красное знамя пролетариата, известное по «маевкам» уже с начала века, составило ему серьезную конкуренцию.

С государственным гербом оказалось сложнее. В марте 1917 г. собралась Комиссия по делам искусств «для разъяснения вопроса о государственном гербе». Председателем Комиссии был М.Горький, его «товарищами» - А.Бенуа и Н.Рерих. Однако «разъясняли» вопрос самые известные геральдисты России - В.Лукомский, С.Троницкий, Г.Нарбут, а также И.Билибин. Это были люди эрудированные, прекрасные знатоки геральдики. Они не считали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но вполне допускали использование до этого времени «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без атрибутов царской власти - короны, скипетра, державы, цепи ордена Андрея Первозванного, св. Георгия Победоносца на груди орла.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика - бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало ее вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

В первые месяцы существования Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла (теперь уже символа бывшего Временного правительства) как государственной эмблемы совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет, устройство и принципы политики.

По-видимому, решено было отказаться также и от услуг профессиональных геральдистов, поэтому «геральдическое художество» на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен, например, рассказ скульптора Н.Андреева об одном из проектов нового государственного герба. На рисунке был все тот же двуглавый орел. Но с выщипанными перьями на крыльях, его головы вместо корон украшали красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался красноармейский шлем. В лапах - камень и палка вместо скипетра и державы. Предлагались и другие, не менее фантастические и гротескные варианты герба

Этот период представлял собой определенный этап развития геральдического искусства. В основу была положена особая, как часто ее называют, пролетарская. При помощи подобных эмблем был составлен и первый советский герб.

Помимо городских гербов в сегодняшней жизни утвердился еще один старый символ - бело-сине-красный флаг. В августе 1991 г. решением чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР он был принят в качестве официального флага России.

Любопытную эволюцию претерпели и музыкальные символы России. Почти 26 лет гимном СССР - РСФСР был «Интернационал». В 1943 г., после роспуска III Интернационала, он стал только партийным гимном. Для гимна СССР было решено использовать музыку «Гимна партии большевиков», записанную А.Г.Александровым в 1939 г. Текст сочинили С.В.Михалков и Г.А.Эль-Регистан. Впервые «Союз нерушимый» прозвучал в ночь на 1 января 1944 г., а с марта 1944 он начал исполняться постоянно. В середине 1940-1950-хх гг. Приняты национальные гимны всех союзных республик, кроме РСФСР, которая получила свой гимн в 1990 г. Им стал «Национальный гимн» («Патриотическая песнь») великого русского композитора М.И.Глинки.

В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы читатель выработал свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы России, осмыслить их роль в жизни общества.


Гражданское право
Право земельной собственности являлось привилегией господствующего класса. Часть своей земли сеньор отдавал вассалам на условиях феодальной службы. Однако со временем он теряет право неограниченного распоряжения землей. Получает распространение приобретательская давность. Так, во Франции лицо, владеющее землей без перерыва в течение 10 ...

Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983–1984 гг. Система высшего образования также пережи ...

Основные причины подъёма национального самосознания русского народа в начале XVII века
В 1606 г. восставших казаков возглавил Иван Исаевич Болотников бывший военный холоп кн. Телятевского. Попав в одном из походов в плен к крымцам, он был продан в рабство и провел ряд лет гребцом на галере. Освободившись, Болотников через Германию и Польшу вернулся на родину. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль " ...