Во второй мировой войне участвовало 72 государства с населением 1,7 млрд. человек. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в 5 раз больше, чем в первой.

Из государств - участниц войны главную тяжесть нес Советский Союз. Протяженность советско-германского фронта составляла от 3 до 6 тыс. км, фронтов в Северной Африке и Италии - 300-350 км, Западного фронта - 800 км. На советско-германском фронте действовало от 190 до 270 дивизий противника, в Северной Африке - от 9 до 206 в Италии - от 7 до 26. Советские войска уничтожили, пленили и разгромили более 600 дивизий фашистской Германии и ее союзников. США и Англия нанесли поражение 176 немецко-фашистским дивизиям. СССР потерял, убитыми составили менее 14 млн., Англии и США - по нескольку сотен тысяч.

Материальный ущерб СССР от войны составил более 2,5 трил. рублей в довоенных ценах.

Победа Советского Союза в войне над гитлеровской Германией была обусловлена рядом причин. В экстремальных условиях военной поры советская экономика смогла быстрее перейти на выпуск вооружения и превзойти промышленную мощь фашистского блока. Правящая в стране Коммунистическая партия пользовалась доверием и поддержкой большинства населения страны. Война для СССР была оборонительной, справедливой. Это способствовало подъему традиционного русского и советского патриотизма. Звание Героя Советского Союза получили более 11,5 тыс. человек.

Победе СССР способствовала и материально-техническая, военная помощь со стороны его союзников по антигитлеровской коалиции.

За годы войны выросло воинское искусство как высшего руководства армии (Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокосовский и др.), так и среднего и младшего офицерского состава. Однако цена этого мастерства и цена победы была очень дорогой.

Среди источников нашей победы в Великой Отечественной войне на первый план справедливо выдвигается массовый героизм советских людей. Однако в книгах он до сих пор представляется как подвиги отдельных личностей. На мой взгляд, следует обратить внимание на главное - на коллективный подвиг частей, соединений, заводов, колхозов, советских ученых. Это - героизм другого рода - длительный и тяжелый «ратный» труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.

Победа, завоеванная невиданным героизмом народа на фронте и величайшим самопожертвованием в тылу, была использована Сталиным и его окружением для укрепления тоталитаризма в СССР и создания подобных режимов в странах Восточной Европы.

Пройдут века, тысячелетия, а немеркнущая слава отважных защитников, чудо - богатырей социалистической Родины будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайшей пример непревзойденного в истории войн, мужества и героизма.

И чтобы не говорили, это война была выиграна, а не проиграна!

В этой работе я, попыталась показать причины начала Великой Отечественной войны, СССР в первые годы войны, эффективность и организованность действий руководства. Проанализировала германский план «Барбаросса», характер и цели Великой Отечественной войны, ее периодизацию и военные действия на каждом из этапов.

Исследовала процесс мобилизации сил советского народа на отпор врагу - эвакуацию и конверсию промышленности, работу под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».

Определила источники, цену и значение победы СССР в Великой Отечественной войне.


Проблемы развития военной школы
Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все они носят вполне объективный характер. К основным из них можно отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессион ...

Биография и наследие Градовского Александра Дмитриевича
Градовский родился в Воронежской губернии в 1841 году. Его отец, известный на юге селитровар, дал своему сыну прекрасное домашнее образование, а затем определил его во 2-ю Харьковскую гимназию. В 1858 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где и окончил курс в 1862 году со степенью кандидата прав. Уже на ун ...

Социально-экономический строй.
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси считается одним их самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И.Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отн ...