Последствия раздробленности

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, согласно господствующей в историографии версии, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века взамен снизившейся половецкой опасности (после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока. В обоих случаях Русь стояла перед выбором: понести определённые территориальные потери, но при этом сохранить самостоятельность, либо принять союз на условиях противника, что значило признать зависимость от католического Рима либо монгольского хана. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

www.psychologyrise.ru


Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983–1984 гг. Система высшего образования также пережи ...

Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии
Массарик (Гарриг Масарик) Томаш (7 марта 1850, Годонин, Южная Моравия — 14 сентября 1937, Ланы, близ Праги), чехословацкий государственный и общественный деятель. Первый президент Чехословакии (1918-1935). Один из основателей либерально-политической группы «Реалисты» (1889; первоначально была связана со старочехами, затем — младочехами ...

Дело жизни. Работа над танком Т-32
Начало самостоятельной конструкторской деятельности Михаила Ильича положила работа над новым танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М.И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода (см. прилож. № 7. Вско ...