Историческая информация » Наполеоновские войны 1799-1815 гг. » Наполеоновские войны 1799-1815гг. Наполеон Бонапарт: исторический портрет

Наполеоновские войны 1799-1815гг. Наполеон Бонапарт: исторический портрет
Страница 2

В 1802 Наполеон добился своего назначения пожизненным консулом, а в 1804 был провозглашен императором. Чтобы укрепить новую, буржуазную монархию и придать ей внешний блеск, Н. I создал новое имперское дворянство, пышный императорский двор, расторг брак с первой женой Жозефиной и вступил в 1810 в брак с Марией Луизой — дочерью австрийского императора Франца I. Победоносные войны с коалициями держав, блистательные победы при Маренго (1800), Аустерлице (Аустерлицкое сражение 1805), Йене и Ауэрштедте ( Йена-Ауэрштедтское сражение 1806), Ваграме (1809), огромное расширение территории империи и превращение Н. I в фактического повелителя всей Западной (кроме Великобритании) и Центральной Европы способствовали необычайной его славе. Судьба Н. I, достигшего за 10 лет беспримерного могущества, заставлявшего считаться со своей волей монархов Европы, казалась многим его современникам необъяснимой и дала почву для разного рода «наполеоновских легенд». Человек огромной личной одарённости, исключительной работоспособности, сильного, трезвого ума и непреклонной воли, беспощадный в достижении цели, Н. I был выдающимся представителем буржуазии в пору, когда она была ещё молодым, восходящим классом; он наиболее полно воплотил все присущие ей тогда сильные черты, а также её пороки и недостатки — агрессивность, своекорыстие, авантюризм.

В области военного искусства Н. I развивал и совершенствовал то новое, что было ранее создано армиями революционной Франции. Заслуга Н. I заключалась в том, что он нашёл наиболее целесообразное в данных исторических условиях тактическое и стратегическое применение колоссальных вооруженных масс, появление которых стало возможным благодаря революции. Он показал себя замечательным мастером стратегии и манёвренной тактики. Сражаясь против численно превосходящего противника, Н. I стремился к разъединению его сил и к уничтожению их по частям. Его принципом было: «численную слабость возмещать быстротой движений». На марше Н. I вёл войска рассредоточено, но с таким расчётом, чтобы их можно было собрать в необходимый момент в любом пункте. Так складывался принцип «порознь идти, вместе сражаться». Н. I совершенствовал новую манёвренную тактику колонн в сочетании с рассыпным строем, основанную на чётком взаимодействии различных родов войск. Он широко применял быстрый маневр в целях создания превосходства на решающих направлениях, умел наносить внезапные удары, осуществлять обходы и охваты, наращивать усилия на решающих участках сражения. Считая своей главной стратегической задачей разгром сил противника, Н. I всегда стремился овладеть стратегической инициативой. Основным способом разгрома противника для него являлось генеральное сражение. Достигнутый в генеральном сражении успех Н. I стремился развить, организуя настойчивое преследование неприятеля. Н. I предоставлял широкую возможность инициативы командирам частей и соединений. Он умел находить и выдвигать способных, талантливых людей. Но стремительное возвышение наполеоновской Франции и победы французского оружия объяснялись не столько личными качествами Н. I и его маршалов, сколько тем, что в столкновении с феодально-абсолютистской Европой наполеоновская Франция представляла исторически более прогрессивный, буржуазный общественный строй. Это сказывалось и в военной сфере, где полководческое искусство Н. I имело несомненный перевес над отсталой, рутинной стратегией и тактикой армий феодальной Европы, и в превосходстве системы буржуазных социальных отношений, смело вводимых в странах Западной Европы наполеоновским законодательством, над отсталыми патриархально-феодальными отношениями. Однако с течением времени наполеоновские войны утратили свойственные им ранее (несмотря на их завоевательный характер) прогрессивные элементы и превратились в чисто захватнические. В этих условиях никакие личные качества и усилия Н. I не могли принести победы. Впервые это обнаружилось во время начавшейся в 1808 войны в Испании, где против французских завоевателей поднялся народ; это в полной мере и с катастрофическими для наполеоновской империи последствиями подтвердилось в походе 1812 в Россию. Война против России явилась, как позднее признал сам Н. I, его фатальной ошибкой. После прихода к власти Н. I первым из французских государственных деятелей понял всё значение для Франции союза с Россией. Его усилия и были направлены на достижение этой цели: в переговорах с Павлом I он подошёл вплотную к заключению союза с Россией. Убийство Павла I в марте 1801 надолго отодвинуло эту возможность. Тильзитские переговоры с Александром I (1807) привели к созданию франко-русского союза, оценивавшегося Н. I весьма высоко. Во время Эрфуртского свидания Н. I с Александром I (1808) произошло обострение франко-русских противоречий в связи с Континентальной блокадой, польским вопросом и др. Решение начать войну против России свидетельствовало о том, что, ослепленный успехами и стремлением установить своё господство над Европой, Н. I начал терять чувство реального, присущее ему ранее. Отечественная война 1812 не только уничтожила «великую армию» Н. I, но и дала мощный толчок национально-освободительной борьбе против наполеоновского гнёта в Европе. В кампании 1813 Н. I пришлось сражаться не только против армий антинаполеоновской коалиции, но и против неодолимой силы — восставших народов Европы. Неизбежное в этих условиях поражение Н. I, завершенное вступлением союзных войск в Париж (март 1814), заставило его отречься от престола (6 апреля 1814). Союзники-победители сохранили Н. I титул императора и отдали ему во владение о. Эльба. Высадка Н. I во Франции (1 марта 1815) и «Сто дней» (20 марта — 22 июня 1815) вторичного его царствования снова показали не только его талант, но в ещё большей мере значение стоявших за ним социальных сил. Беспримерное «завоевание» за 3 недели без единого выстрела Франции стало возможным лишь потому, что народ считал Н. I способным изгнать из Франции ненавистных народным массам Бурбонов и аристократов. Трагедия Н. I заключалась в том, что он не решился полностью опереться на поддерживавший его народ. Это привело к его поражению при Ватерлоо и вторичному отречению (22 июня 1815). Сосланный на о. Св. Елены, он умер через 6 лет пленником англичан. В 1840 прах Н. I был перевезён в Париж, в Дом инвалидов.

Страницы: 1 2 3


Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, кот ...

Ключевые философы, литераторы и деятели искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы.
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского ...

Разгон Второй Думы. Конец революции
1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение являетс ...