Исихий, пресвитер Иерусалимский, советует: "Мед пей помалу, и чем меньше, тем лучше: не споткнешься"[99]; "Нужно воздержаться от пьянства, ведь за отрезвлением следуют стоны и раскаянье"[100].

Иисус, сын Сирахов, предостерегает: "Работник пьяница не разбогатеет"[101]; "Вино и женщины развратят и разумных . "[102]. Ему вторит святой Василий: "Вино и женщины совращают и мудрых . "[103]; "Избегай и пьянства и скорбей этой жизни, не говори лукаво, никогда ни о ком не говори за спиной"[104].

"Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения . "[105], - наставляет сына поп Сильвестр, автор "Домостроя".

Особенно страшным, по мнению авторов нравоучительной прозы, является воздействие хмеля на женщину: Так говорит Хмель: "Если спознается со мною жена, какова бы ни была, а станет упиваться, учиню ее безумной, и будет ей всех людей горше.

И воздвигну в ней похоти телесные, и будет посмешищем меж: людьми, а от Бога отлучена и от церкви Божьей, так что лучше бы ей и не родиться"[106]; "Да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж: - дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа"[107].

Итак, анализ текстов нравоучительной прозы показывает, что традиционно на Руси пьянство порицалось, пьяный человек строго осуждался авторами текстов, а следовательно, и обществом в целом.

Страницы: 1 2 


Биография В.П. Стасова
Годы жизни: 1769 г. - 1848 г. Архитектор. Родился в Москве в семье мелкого чиновника. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 г. поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-95 гг. - унтер-офицер Преображенского полка, в 1797 г. определен к строительству соляных заводов с чином коллежского ...

Теории образования древнерусского государства. Норманнская.
В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобиц ...

Обзор источников
Из отечественных источников наибольшее количество информации о московско-ордынских отношениях содержат летописи. Наиболее ранним памятником летописания Северо-Восточной Руси XIII-XIV вв. является Лаврентьевская летопись, дошедшая до нас в списке 1377г. Ее основной текст завершается известием от 23 июня 6813 г., поэтому традиционно прот ...