Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.

В настоящее время история повседневности - одна из самых популярных отраслей исторического знания. В этой сфере на сегодняшний день выделяют два подхода: макроисторический, представленный школой "Анналов", и микроисторический, включающий исследования германо-итальянской и американских школ. Первые делают акцент на изучении ментальности обычных людей, их переживаний, материальной стороны повседневности. Вторые концентрируются на случайном и частном в истории, выявляя взаимосвязь между индивидуальным и коллективным.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века, наблюдается всплеск интереса к повседневности в отечественной исторической науке. Появляются первые работы, где упоминается повседневность. Печатается серия статей в альманахе "Одиссей", где предпринята попытка теоретического осмысления повседневности.

В последнее десятилетие наблюдается растущий интерес российских историков к повседневной истории.

В данной работе, опираясь на критерии частности упоминания в исследуемых источниках, для анализа были выделены несколько сфер повседневной жизни жителя Древней Руси и сопутствующих им событий, такие как свадьба, похороны, питание, праздники и развлечения и роль и место женщины в средневековом обществе. Ниже резюмируем те выводы, к которым мы пришли, исследуя эти отдельные направления.

Свадьба была важным событием в жизни средневекового человека, и отношение к этому событию, судя по нравоучительным источникам, было неоднозначным: с одной стороны, таинство брака возвеличивали, с другой стороны, несовершенство человеческих отношений нашло отражение в иронично-негативном отношении к браку.

Слово "любовь" на страницах нравоучительных источников в основном употребляется в контекстах любви к богу, цитат из Евангелия, любви к родителям, любви окружающих. Чаще всего любовь между мужчиной и женщиной трактуется как зло, губительный соблазн. На наш взгляд, такая неоднозначная трактовка этого понятия во многом обусловлена жанром исследуемых источников (наставления, нравоучительная проза).

Погребальный обряд является очень значимым для жизни средневекового этноса. Смерть в сознании средневековых авторов - это неизбежный конец человеческой жизни, надо быть готовым к переходу к иной, загробной жизни. Поэтому скорбь погребального обряда должна быть "достойной", и гораздо хуже физической смерти смерть духовная.

Анализ нравоучительных источников позволяет выявить такие тенденции в питании: с одной стороны, рекомендуется умеренность, напоминание о том, что вслед за урожайным годом может прийти голодный, с другой стороны, можно сделать выводы о разнообразии и богатстве русской кухни, обусловленном природными богатствами русских земель.

Праздникам на Руси уделялось много внимания, к ним готовились заранее, однако на пиру поощрялось скромное, уважительное поведение, умеренность в еде и питье. Ряд нравоучительных произведений посвящён осуждению пьянства. Пьяный человек строго осуждается обществом. Особенно негативно народная мораль относится к употреблению "хмеля" женщинами. Тема женщины в нравоучительной литературе в основном представлена в аспекте "злой" жены. Женщина изначально греховна, несёт в себе опасность обольщения. От женщины требуется скромность, послушание и покорность, она должна чётко представлять себе своё место в мужском мире и не выходить за рамки принятого стереотипа.

Итак, проведённый анализ русских средневековых учительных источников позволил частично приподнять завесу над загадкой повседневной жизни и быта наших предков.

[1] Беловинский Л.В. Изба и хоромы: Из истории русской повседневности. Научно-познавательное издание. – М.: ИПО Профиздат, 2002. – С. 14.

[2] Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Русская книга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodges.ru/39245-byt-russkogo-naroda.html

[3] Рубинштейн Н. Л. Иван Егорович Забелин. Исторические воззрения и научная деятельность (1820—1908) // История СССР.-1965.-№ 1.-С. 58-66.

[4] См.: Костомаров Н. И., Забелин И. Е. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. - М.: Русич, 2002. - С. 8—9.

[5] Цит.по: Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. – С. 9.

[6] Там же.

[7] Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. – С. 9.

[8] См.: Безгин Б.В. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та. 2004; Он же, История сельской повседневности /В.Б. Безгин.- М.: ТГТУ, 2008.

Страницы: 1 2 3


Карательная система СССР
Итак, что же представляла собой карательная система СССР? После 1930 г. советская карательная система включала тюрьмы, трудовые лагеря, трудовые колонии ГУЛАГа, специальные открытые зоны и обязательства оплачивать штрафы. Начнём с трудовых лагерей ГУЛАГа. Туда направляли тех, кто совершил серьёзные преступления (убийство, кражу, изнаси ...

Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси
Тенденции к объединению русских земель в единое государство стали складываться еще в начале XIII в. Однако в 30-х годах XIII в. объединительный процесс был прерван татаро-монгольским нашествием и понадобились многие десятилетия, чтобы вновь стали складываться условия для возобновления объединительного процесса, потребность в котором воз ...

Вторая пятилетка
В начале 1934 г. был утвержден план второй пятилетки (1933— 1937 гг.). Если за годы первой пятилетки, как считалось тогда, был построен экономический фундамент социализма, то главной задачей второго пятилетнего плана было построение социалистического общества. Среднегодовой прирост промышленной продукции должен был составлять 16,5%, Пре ...