Петровский Завод
Страница 2

Будучи блестящим виолончелистом П. Свистунов совершенствовался в искусстве композиции, пения, дирижирования, игры на фортепьяно, а скрипач Ф. Вадковский – в хормейстерстве и сочинении.

В Петровском Заводе особенно проявились широкий кругозор, талант и изобретательность Н.А. Бестужева. Он сделался искусным часовщиком, златокузнецом, токарем, переплетчиком, слесарем. С помощью простейших инструментов изготавливал часы и дарил их товарищам, мастерил игрушки для детей декабристов. В тюрьме он обучал техническим наукам и различным ремеслам своих товарищей. Эти уроки очень пригодились, когда декабристы вышли на поселение и многим из них самостоятельно пришлось добывать средства к существованию. В тюрьме Николай Бестужев много занимался научной работой, писал экономические и политические статьи. Он написал первые работы по истории декабризма: «Воспоминания о Рылееве», «14 декабря 1825 года». Но настоящим подвигом Бестужева явилось создание портретной галереи своих соузников и их жен. Не будь Николая Бестужева, мы не смогли бы представить облика многих декабристов, так как портреты, исполненные им, являются их единственным изображением. [2.8]

В Петровском Заводе продолжал свою широкую врачебную деятельность Ф.Б. Вольф. В камере № 51 разместилась артельная аптека, в которой Артамон Муравьев и А. Фролов мыли аптечную посуду и помогали в черновой работе. Нередко роль фельдшериц и помощниц Вольфа исполняли А.Г. Муравьева и М.Н. Волконская. Они посещали больных, приносили им пищу, снабжали лекарством из артельной аптеки. [2.10]

Как и в Читинском остроге, Ф.Б. Вольф и Артамон Муравьев имели право выходить из каземата и тем самым оказывать медицинскую помощь не только декабристам, но и жителям Завода. Вольф занялся изучением и химическим анализом минеральных источников, близлежащих к Петровскому Заводу. Воду ему часто доставляли «для пробы» местные охотники и буряты. [2.11]

Поистине неоценимой заслугой декабристов явилось открытие казематской школы. Сначала это был созданный с разрешения администрации кружок пения, который благодаря настойчивости декабристов и превратился в школу для детей местных жителей, начиная от чиновников до неимущих ссыльных. Одних детей учили начальной грамоте, других – к поступлению в уездные училища и даже в вузы Петербурга. Всех детей приобщали к трудовым навыкам и ремеслу. Декабристы не только обучали заводских детей, но и кормили их в тюрьме, покупали для них обувь и одежду. Школа не прекратила своего существования и после ухода большинства декабристов на поселение. Продолжал вести занятия в школе И.И. Горбачевский. [2.12]

Первыми Петровский каземат покинули в 1831г. декабристы М. Кюхельбекер и Н. Репин. С этого момента каземат начинает постепенно пустеть. Последняя партия декабристов отбыла на поселение в 1839г.

В Петровском Заводе остались на поселении И.И. Горбачевский и А.Е. Мозалевский. Тяжело больной Мозалевский прожил здесь 10 лет, а затем был переведен в Енисейскую губернию с. Устьянское. [2.13]

Навсегда остался в Петровском Заводе бывший подпоручик артиллерии, один из основателей Общества соединенных славян – И.И. Горбачевский. Не имея средств к существованию, он занялся извозом, мыловарением, начал строить мельницу. И даже в этих трудных условиях Горбачевский помогал нуждающимся. К нему постоянно шли за советом, за помощью. В Петровском Заводе он построил несколько домов и отдал их беднякам. [2.14]

И.И. Горбачевский скончался 9 января 1869г. Исполняя волю декабриста, его похоронили над обрывом у пруда, откуда хорошо виден дом, где он жил и умер.

Недалеко от могилы Горбачевского в белой часовне, построенной по проекту Н.А. Бестужева, покоятся: А.Г. Муравьева, её дочь Ольга и сын Фонвизиных Иван. Рядом с часовней приютились могилы декабриста А.С. Пестова, дочери Анненковых – Анны, сына Ивашевых – Александра. Перед входом в некрополь декабристов устремилась к небу памятная стела. [2.15]

Страницы: 1 2 3


«Кровавое воскресение»
В 1905 году Россия представляла собой узел противоречий. Поражение России в русско-японской войне (26 января 1904г. - август 1905г.) обнажило ее технико-экономическую отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего противоборства между группировками империалистических государств такое отставание было чревато самыми с ...

Внутреннее положение страны после гражданской войны. Кризис конца 1920-1921 гг. и его уроки
Начало 20-х годов XX века в России ознаменовалось глубоким кризисом. Разруха охватила все народное хозяйство страны: не работали фабрики и заводы, был разрушен транспорт, не хватало топлива. В начале 1921 года объём промышленного производства составлял только 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна – 2, 5%. Продажа сельскохозяйственной ...

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г.
К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое по ...