Петровский Завод
Страница 3

Благодарные потомки бережно хранят память о декабристах. Их имена увековечены в улицах – Лунинской, Горбачевской, Муравьевской.

У подножия горы на улице Декабристов, 19 в реконструированном доме Е.И. Трубецкой находится Дом-музей декабристов. [2.17]

Все приезжающие в город Петровск-Забайкальский на железнодорожном перроне видят мемориальный портал с бюстами и барельефами декабристов. [2.18]

Возвышенные чувства, навеянные первой встречей с памятниками декабристам в Петровском Заводе, хорошо выразил поэт Анатолий Милявский:

Так вот куда везли их в ссылку,

Куда упрятал деспот-царь –

За Обь, за Енисей, за Шилку

В студеный забайкальский край.

И кто бы нынче вдаль ни ехал,

Увидит между двух столбов

Здесь восемь медных барельефов,

Как восемь срубленных голов.

И на перроне молчаливо,

Забыв про всё, на миг замрет

Куда-то мчавшийся бурливо

Командировочный народ.

И столько пристальности чистой

В глазах, в сцепленных пальцах рук,

В морозном слове «декабристы»,

Что тихо шелестит вокруг.

И ощутишь их дух кристальный,

Их правду, что на край земли

Они под горький звон кандальный

С Сенатской площади несли.

И ощутишь впервые, может,

В бетон одетый и металл,

Их труд, что здесь, в глуши таежной,

Не затерялся, не пропал. [2.19]

Разбросаны судьбой по всей Сибири.

Каземат понемногу пустел;

заключенных увозили, по

наступлении срока каждого,

и рассеяли по обширной Сибири.

Эта жизнь без семьи, без друзей,

без всякого общества была тяжелее

их первоначального заключения.

М.Н. Волконская. [3.175]

Петровское братство разорвали, разъединили его цепь на звенья и разбросали эти звенья по тайге и тундре.

В Петровске остался И.И. Горбачевский, в Чите задержался Д.И. Завалишин, большое звено ссыльных расположились в деревнях вокруг Иркутска – Трубецкие, Волконские; Лунин, Александр Муравьев, доктор Вольф поселены были в Урике, в 30 верстах от Иркутска. [3.175]

Отбыв 13 каторжных лет в Чите и Петровске, братья Н.А. и М.А. Бестужевы были поселены в Селенгинске. Они прибыли туда в октябре 1839г. Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремесел. [3.176]

Якутск, Енисейск и Красноярск, Туринск, Тобольск и Ялуторовск, впоследствии Курган приютили декабристов. Многие жили в нищете, другие погибли от болезней, сгорели заживо, как А.Н. Андреев, Н.П. Репин, или были убиты с целью ограбления, как И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский. Иные сошли с ума, как А.В. Ентальцев, ослепли, как Вильгельм Кюхельбекер. Когда после смерти Николая I была объявлена амнистия декабристам, из дальних краев вернулись живыми лишь немногие.

И всё же они вышли победителями.

Сибирь стала им вторым домом, второй родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники. [3.177]

Страницы: 1 2 3 


Выводы
Город Иерусалим и его окрестности являлись в XI – XII вв. для католиков наиболее значимым центром паломничеств. После Первого Крестового похода отношения с мусульманами резко ухудшились. Неспокойная обстановка в странах Аутремера мешала паломничеству христиан из Европы. Исключительное значение Иерусалима и влияние мусульманской традици ...

Воспитание и школа
В сельской местности дети редко посещали школу и, как только подрастали, начинали помогать родителям. Самые маленькие сторожили баранов и коз, которые постарше работали в хозяйстве и в поле. В городах мальчики рано начинают приобщаться к ремеслам в цеховых кланах. Подмастерья подчиняются непосредственно учителю (уста), который должен н ...

Традиции и обычаи Китая
У каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. У уйгу ...