Историческая информация » Образование Чехословакии в 1918 г. » Чехословацкая конституция 1920 года как закрепление нового строя

Чехословацкая конституция 1920 года как закрепление нового строя
Страница 1

Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Совместное заявление чешских депутатов парламента, с которым солидаризировались представители других славянских народов, было зачитано 30 мая 1917 г. на первом заседании рейхсрата председателем Чешского союза Франтишеком Станеком (1867—1936). На основе этой декларации в июле — августе 1917 г. было подготовлено несколько проектов конституции будущего Чешского государства.

« .Депутаты чешского народа исходят из глубокого убеждения, что нынешняя дуалистическая форма государства была образована со всей очевидностью в ущерб общим интересам господствующих и угнетенных народов и только преобразование Габсбургско-Лотарингской монархии в федеративное государство свободных и равноправных национальных государств устранит любые национальные привилегии и обеспечит всестороннее развитие каждой нации в интересах империи и династии. В этот исторический момент, опираясь на естественное право народов на самоопределение и свободное развитие, усиленное у нас, кроме того, и неотчуждаемыми историческими правами и полностью признанными государственными актами, мы во главе своего народа будем добиваться объединения всех ветвей чехославянской нации в чешское демократическое государство, включая и словацкую ветвь нации, проживающую в неразрывном единстве с чешской исторической родиной».

Конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе — Национальном собрании, о главе государства — президенте, о правительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд[4].

Общественный и государственный строй Чехословакии был закреплен в конституции 1920 года. С момента своего рождения и до самой ее отмены она считалась одной из самых «демократических» в Европе[5].

Конституция провозглашала Чехословакию демократической республикой с выборным президентом во главе (§ 2)[6]. Законодательная власть была вверена Национальному собранию, состоявшему из двух палат: нижняя — палата представителей—избиралась на 6 лет; верхняя — сенат — на 8 лет. Выборы в Национальное собрание производились прямым и тайным голосованием; места в палатах распределялись по пропорциональной системе. От депутатов требовался, помимо прочего, высокий возрастной ценз — 30 лет для депутата нижней палаты и 45 лет - для сенатора (§ 8—16).

Сенат обладал правом задерживать рассмотрение законопроектов, принятых нижней палатой, на 6 недель (§ 43), как равно правом отклонения законопроектов. В последнем случае нижняя палата могла спасти законопроект с помощью нового голосования, а в некоторых случаях только квалифицированным большинством голосов (§ 44). Очень важными полномочиями был наделен президент республики. Избираемый на 7 лет (квалифицированным большинством обеих палат) и ни перед кем не ответственный, президент представлял государство во внешних сношениях, имел право заключать и ратифицировать международные конвенции (с согласия парламента), вводить военное положение, созывать, отсрочивать и распускать Национальное собрание, назначать и увольнять министров, командовать вооруженными силами и пр. Президент имел право отлагательного вето, так же как и сенат. Конституция разрешала президенту непосредственное вмешательство в решение правительственных дел. Он мог присутствовать и даже председательствовать на заседаниях кабинета, требовать от министров письменных докладов и пр. (§ 56 — 58, 64, 82 и др.). Правительство, таким образом, находилось в двойной зависимости как от парламента, так и от президента.

Страницы: 1 2


Общественное движение 60-90х гг.
Причины активизации: - переходный характер экономической и социальной структуры - сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины - форсированное развитие капитализма - обнищание части крестьянства - непоследовательность внутриполитического курса правительства - росло влияние теорий, проникавших с Запад ...

Монголия после смерти Даян-хана
Смерть в 1543 г. Даян-хана стала своеобразным рубежом в политической истории Монголии, после которой процесс раздробленности страны стал усиливаться. От Монголии постепенно стала отделяться ее южная часть, где власть унаследовали старшие сыновья Даян-хана. Эти территории имели, в отличие от северных, более тесные связи с минским Китаем ...

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв.
Продолжалось освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. По всей стране посевные площади увеличились в 1,5 раза. Ускорилось интенсивное развитие сельского хозяйства. В связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением экспорта менялась структура аграрного производства. расширялись посевы т ...