Уроки войны с Финляндией

В своем докладе на «Совещании при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии 14-17 апреля 1940 г.» народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов отметил: «Должен сказать, что ни я, нарком обороны, ни Генштаб, ни командование Ленинградского военного округа вначале совершенно не представляли себе всех особенностей и трудностей, связанных с этой войной. Объясняется это, прежде всего тем, что военное ведомство не имело хорошо подготовленной разведки, а, следовательно, и необходимых данных, не были достаточно изучены и обработаны и не могли быть использованы для дела» (Тайны и уроки зимней войны. 1939 -1940 г. СПб, ООО «Издательство Полигон», 2000 г.).

С точки зрения большой политики, бои в Финляндии наверно были поражением Советского Союза: ведь цели войны были объявлены слишком откровенно и отчетливо.

В ноябре 1940-го советская делегация на берлинских переговорах в соответствии с протоколами Пакта Молотова – Риббентропа вновь потребовала для себя карт-бланш на присоединение Финляндии, но получила категорический отказ. И это было вполне естественно – социалистическая Финляндия в планы Гитлера никак не входила. Она нужна была ему в качестве союзницы, и в скором времени он ее получил.

По моему мнению, с точки зрения чисто военной это была победа. Война завершилась блистательной победой Красной Армии: никто в мире в таких снегах, на таком морозе, на практически непроходимой местности не штурмовал столь мощных укреплений.

Победа в Финляндии была звонком Гитлеру: Сталин подбирается к шведской руде. Красная Армия прорвала финские укрепления и остановилась. Финляндия без укреплений беззащитна. В любой момент Сталин мог отдать приказ, и наступление Красной Армии могло возобновиться. С территории Финляндии можно было бомбить шведские рудники и железные дороги беспрепятственно. Помешать этому не смог бы никто. В оккупированной Гитлером Европе нет леса. Лес – в Финляндии и Швеции. Возможное прекращение поставок леса через Балтику тянуло за собой множество следствий. Помимо прочего, Германия не имела никеля. Без никеля воевать нельзя. А никель - в Финляндии. В ходе войны против Финляндии Красная Армия захватила никелевые рудники в Петсамо, а потом, весной 1940 года, согласно мирному договору, вернула их обратно.

Боевые действия в Финляндии завершились 13 марта 1940 года, а уже летом три государства Балтии: Эстония, Литва и Латвия сдались без боя и превратились в «республики» Советского Союза. Правительства и военное командование этих стран внимательно следили за боевыми действиями в Финляндии и сделали из того, что увидели, страшный, но правильный вывод: Красная Армия способна выполнять невыполнимые приказы, она не остановится ни перед какими жертвами. Если Сталин решил, то Красная Армия уничтожит кого угодно, сама при этом понесет любые потери, но приказ выполнит. И три государства сдались без единого выстрела. Понимая, чем может закончиться для них сопротивление.

В это же время Сталин предъявил ультиматум правительству Румынии: верните Бессарабию. Помня опыт Финляндии, правительство Румынии даже не стало затевать длительных переговоров: вот вам Бессарабия, а заодно и Буковина.


Российское государство в период реформ Петра І
Преобразования, которые произошли в России, охвати­ли практически все стороны жизни страны: экономику, по­литику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церков­ных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725). Заслуга его состояла в том, чт ...

Апрельские тезисы
Утром 4 апреля, выступая на собрании большевиков с докладом «О задачах пролетариата в данной революции», Ленин изложил свой план борьбы за переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. 7 апреля тезисы доклада были опубликованы в «Правде». Это были исторические Апрельские тезисы. В них Ленин выдвинул перед большевист ...

Земство и интеллигенция
Отделение земств от административной власти, всесословное земское представительство, определенная обособленность и самостоятельность- все это способствовало стойкому и самоотверженному интересу интеллигенции к работе в земских органах. Статистика, медицина, народное образование, помощь голодающим стали важнейшими функциями земских учреж ...