Уроки войны с Финляндией

В своем докладе на «Совещании при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии 14-17 апреля 1940 г.» народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов отметил: «Должен сказать, что ни я, нарком обороны, ни Генштаб, ни командование Ленинградского военного округа вначале совершенно не представляли себе всех особенностей и трудностей, связанных с этой войной. Объясняется это, прежде всего тем, что военное ведомство не имело хорошо подготовленной разведки, а, следовательно, и необходимых данных, не были достаточно изучены и обработаны и не могли быть использованы для дела» (Тайны и уроки зимней войны. 1939 -1940 г. СПб, ООО «Издательство Полигон», 2000 г.). www.pinfos.ru

С точки зрения большой политики, бои в Финляндии наверно были поражением Советского Союза: ведь цели войны были объявлены слишком откровенно и отчетливо.

В ноябре 1940-го советская делегация на берлинских переговорах в соответствии с протоколами Пакта Молотова – Риббентропа вновь потребовала для себя карт-бланш на присоединение Финляндии, но получила категорический отказ. И это было вполне естественно – социалистическая Финляндия в планы Гитлера никак не входила. Она нужна была ему в качестве союзницы, и в скором времени он ее получил.

По моему мнению, с точки зрения чисто военной это была победа. Война завершилась блистательной победой Красной Армии: никто в мире в таких снегах, на таком морозе, на практически непроходимой местности не штурмовал столь мощных укреплений.

Победа в Финляндии была звонком Гитлеру: Сталин подбирается к шведской руде. Красная Армия прорвала финские укрепления и остановилась. Финляндия без укреплений беззащитна. В любой момент Сталин мог отдать приказ, и наступление Красной Армии могло возобновиться. С территории Финляндии можно было бомбить шведские рудники и железные дороги беспрепятственно. Помешать этому не смог бы никто. В оккупированной Гитлером Европе нет леса. Лес – в Финляндии и Швеции. Возможное прекращение поставок леса через Балтику тянуло за собой множество следствий. Помимо прочего, Германия не имела никеля. Без никеля воевать нельзя. А никель - в Финляндии. В ходе войны против Финляндии Красная Армия захватила никелевые рудники в Петсамо, а потом, весной 1940 года, согласно мирному договору, вернула их обратно.

Боевые действия в Финляндии завершились 13 марта 1940 года, а уже летом три государства Балтии: Эстония, Литва и Латвия сдались без боя и превратились в «республики» Советского Союза. Правительства и военное командование этих стран внимательно следили за боевыми действиями в Финляндии и сделали из того, что увидели, страшный, но правильный вывод: Красная Армия способна выполнять невыполнимые приказы, она не остановится ни перед какими жертвами. Если Сталин решил, то Красная Армия уничтожит кого угодно, сама при этом понесет любые потери, но приказ выполнит. И три государства сдались без единого выстрела. Понимая, чем может закончиться для них сопротивление.

В это же время Сталин предъявил ультиматум правительству Румынии: верните Бессарабию. Помня опыт Финляндии, правительство Румынии даже не стало затевать длительных переговоров: вот вам Бессарабия, а заодно и Буковина.


Гитлер, Геббельс и Херст
Верным сторонником Гитлера был Геббельс, министр пропаганды, человек, отвечавший за насаждение нацистской мечты в сознание немецкого народа. Мечты о расово чистом народе, живущем в Великой Германии, стране с обширным жизненным пространством. Это жизненное пространство включало в себя территорию к востоку от Германии, в том числе и Украи ...

Значение Великой Хартии вольностей для истории Англии.
Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права». Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать к ...

Возникновение мышления, речи и знаний.
В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления и речи. Речь возникает как ответ на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместн ...