Манифест 17 октября
Страница 1

В период Всероссийской политической стачки, повсеместных выступлений различных слоев общества царское правительство находилось в состоянии растерянности. 17 октября 1905 года царь подписал высочайший манифест. В нем провозглашались “незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, союзов и собраний”. Манифест предоставлял избирательное право тем слоям населения, которые были его лишены. Будущая Дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. 19 октября Витте был назначен председателем Совета министров. Россия получила шанс перейти от самодержавной формы правления к конституционной монархии, либерализации политического режима. Манифест 17 октября по-разному был встречен в общественно-политических кругах России. 18 октября вышло воззвание РСДРП “К русскому народу”: “Борющийся пролетариат России победил . Царь пуль и нагаек, царь тюрем и виселиц, царь шпионов и палачей подписал манифест о правах народа . Царь и манифесты лгут и лицемерят, и верить им нельзя. Они хотят успокоить народ бумажной конституцией и втихомолку отнять то, что ему наобещали . Победа одержана, но этого мало .”.

Манифест 17 октября сказался на судьбе “Союза союзов”. Из него вышли земцы-конституционалисты и академический (профессорско-преподавательский) союз. Они пополнили ряды кадетской партии. К ноябрю 1905 года “Союз союзов” насчитывал уже 94 тыс. членов. Наряду с центральным действовали и местные “Союзы союзов” на уровне губерний. 28 ноября бюро “Союза” принимает решение готовиться к всеобщей забастовке и “последней вооруженной схватке с врагами народной свободы”. Таким образом, в “Союзе союзов” в конечном итоге победили революционно-демократические силы. Милюков отошел от руководства Союзом, так как, по его признанию, он оказался в положении “курицы, высидевшей утят”. Вскоре после опубликования царского манифеста оформилась партия “Союз 17 октября” (октябристы), в которую вошли А.И. Гучков, Д.Н. Шипов и другие крупные промышленники, торговцы, помещики. Октябристы полностью поддерживали царский манифест.

Программа октябристов содержала следующие требования: сохранение единства и нераздельности Российского государства в виде конституционной монархии; всеобщее избирательное право; гражданские права, неприкосновенность личности и собственности; передача государственных и удельных земель в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам; развитие местного самоуправления; свобода рабочих союзов и стачек; бессословный, независимый от администрации суд; подъем производительных сил, развитие системы кредита, распространение технических знаний, развитие железных дорог; Во главе партии стал Александр Иванович Гучков.

Крайне правые силы в стране восприняли манифест 17 октября как сигнал к открытому выступлению против демократических сил в поддержку пошатнувшегося самодержавия. Еще 14 октября 1905 года генерал-губернатор г. Санкт-Петербурга Д.Ф. Трепов издал знаменитый приказ: “ . при оказании . сопротивления - холостых залпов не давать, патронов не жалеть .”. Наиболее реакционная часть буржуазии требовала даже введения военного положения.

Страницы: 1 2


Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983–1984 гг. Система высшего образования также пережи ...

Культура, быт, обычаи и верования славян
Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (И ...

Английское Просвещение.
Особая роль Англии в истории европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политический программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), которым рассматривал государство как продукт взаимного соглаше ...