Историческая информация » Европа от средневековья до Второй мировой войны » Проблемы общественных отношений в средневековой истории

Проблемы общественных отношений в средневековой истории
Страница 1

Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производ­ственных отношений, основанных на земельной собствен­ности.

Феод — земельное владение, пожалованное сеньором сво­ему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору.

В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IX в. раннефео­дальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, при­шли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общест­венные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарож­дающихся феодальных отношений. http://3dreams.com.ua/ 3d печать в харькове, магазин продажа принтер и сканер печать.

Свободные люди часто передавали свои земельные уча­стки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказывать­ся от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право соб­ственности на землю концентрировалось в руках монас­тырей и светских землевладельцев.

Таким образом, перераспределение земельной соб­ственности в I тыс. происходило без отрыва непосред­ственного производителя — крестьянина — от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении про­изводителя от условий его труда, они нуждались в ра­бочих руках для производства продуктов в своих скла­дывающихся владениях.

Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя — вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Поня­тие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вот­чине воплощалась связь между феодалами и основными производителями — крестьянами, — выступающая преж­де всего как экономическое отношение. Факт же пере­дачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойствен­ной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы — крестьян­ские наделы. На домене применялась барщина (отрабо­точная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации.

В условиях господства натуральнохозяйственных от­ношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: ре­гулировать воспроизводство рабочей силы таким обра­зом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 — 5 детей, а в зажиточных семьях — до 8 детей. Благоприят­ные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополни­тельные жизненные ресурсы для дальнейшего динамич­ного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции — внутренней колони­зации земель, т. е. расчистки лесных массивов под паш­ни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» про­должалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вот­чины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровитель­ством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, про­изводства металла, выделки оружия и доспехов. Создан­ный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бур­гов» (городов).

Страницы: 1 2


Питание
Анализируя высказывания средневековых мудрецов о еде, можно, во-первых, сделать вывод об отношении наших предков к этому вопросу, во-вторых, узнать какие конкретные продукты они употребляли и какие блюда, из них готовили. В первую очередь можно сделать вывод о том, что в народном сознании проповедуется умеренность, здоровый минимализм: ...

Годы учебы
После демобилизации в 1921 году Кошкин поступил в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. По тем временам это было очень сильное учебное заведение, дававшее не только политическую, но и общеобразовательную подготовку. В 1924 году, по окончании университета, он получил назначение в Вятку на должность заведующего кондитерской ф ...

Применение средств индивидуализации в письменной коммуникации
В настоящее время, когда практически все компании пользуются компьютерной техникой, письменное изложение фирменных документов компании имеет свои характерные черты, отличающие ее от других компаний. Рассмотрим средства индивидуализации письменной коммуникации одного из известных в Дзержинке предприятий – ОАО «Дзержинское Оргстекло» (со ...