Историческая информация » Европа от средневековья до Второй мировой войны » Проблемы общественных отношений в средневековой истории

Проблемы общественных отношений в средневековой истории
Страница 1

Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производ­ственных отношений, основанных на земельной собствен­ности.

Феод — земельное владение, пожалованное сеньором сво­ему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору.

В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IX в. раннефео­дальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, при­шли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общест­венные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарож­дающихся феодальных отношений. https://dostavka-byketov.ru флори Доставка цветов Харабали.

Свободные люди часто передавали свои земельные уча­стки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказывать­ся от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право соб­ственности на землю концентрировалось в руках монас­тырей и светских землевладельцев.

Таким образом, перераспределение земельной соб­ственности в I тыс. происходило без отрыва непосред­ственного производителя — крестьянина — от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении про­изводителя от условий его труда, они нуждались в ра­бочих руках для производства продуктов в своих скла­дывающихся владениях.

Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя — вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Поня­тие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вот­чине воплощалась связь между феодалами и основными производителями — крестьянами, — выступающая преж­де всего как экономическое отношение. Факт же пере­дачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойствен­ной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы — крестьян­ские наделы. На домене применялась барщина (отрабо­точная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации.

В условиях господства натуральнохозяйственных от­ношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: ре­гулировать воспроизводство рабочей силы таким обра­зом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 — 5 детей, а в зажиточных семьях — до 8 детей. Благоприят­ные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополни­тельные жизненные ресурсы для дальнейшего динамич­ного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции — внутренней колони­зации земель, т. е. расчистки лесных массивов под паш­ни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» про­должалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вот­чины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровитель­ством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, про­изводства металла, выделки оружия и доспехов. Создан­ный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бур­гов» (городов).

Страницы: 1 2


Гибель Ордена Храма. Гибель Иерусалимского королевства под натиском мусульман. Разрушение Ордена
Политическая деятельность рыцарей Католической Церкви не ограничивалась только Западом - и с Исламским миром Орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали Тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам.[78] Рыцари-храмовники имели сношения даже с Ассасинами, исламским ...

Церковь
В нашем городе тоже есть церковь названная в честь Александра Невского. Это - кирпичная церковь в стиле эклектики построена в 1898-1902 гг. по проекту Л.Н. Шаповалова. Четверик храма завершен восьмигранным барабаном с шатром, обитым жестью. С запада примыкают трапезная и двухъярусная прямоугольная в плане колокольня. Здание пострадало в ...

Раскол в деревне
Сразу же после конференции руководство КПК попыталось провести в жизнь новую аграрную программу, однако попытка ее реализации довольно быстро выявила неадекватность этой программы действительным экономическим, социальным и политическим условиям освобожденных районов. Конечно, в условиях жестко централизованной партийной системы, сложив ...