Проникновение христианства на Русь. Крещение Руси
Страница 1

На принятие христианства в русском обществе как государственной религии повлияли следующие причины: перерастание родовой и племенной знати в местных князей, союзов племен - в государственные организации, превращение социального неравенства внутри традиционных коллективов в классовое. Не последнюю роль в становлении христианства сыграло формирование местных княжений и создание на их основе Древнерусского государства. В 980г. князь Владимир I предпринял попытку перейти к единобожию на основе язычества - "Поставление кумиров". Она оказалась неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий. "Повесть временных лет" рассказывает, как князь Владимир выбирал веру. Выслушав представителей различных религий - иудейской, мусульманской и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка.

Еще задолго до княжения Владимира I началось крещение руссов. В 866-867 г. г. была крещена дружина киевских правителей Дира и Аскольда. Однако это еще не означало, что христианство стало государственной религией на Руси. Можно говорить лишь о появлении на Руси христианской общины, центром которой стал Киев. В 882г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась, и по-видимому, даже увеличилась. Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная церковь святого Ильи. Известно также, что вдова Игоря - княгиня Ольга - крестилась в Царьграде в 957г. Княгиня Ольга пыталась крестить своего сына Святослава, но из этого ничего не вышло.

Как бы то ни было, к моменту принятия христианства на Руси были уже достаточно хорошо знакомы с основами православия.

Требованиям русского общества тех времен могла удовлетворить только мировая религия, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как государственная религия в средневековье, освещало классовое неравенство, отношения господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало для условий Руси.

Крещение Руси произошло в 988г. Крещение князя Владимира I и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара", которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображения некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. В 989г. в Киеве был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, т.к русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий.

Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию страны. Это оказалось не так то просто, хотя кроме византийских священников в крещении участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа, Федор и Илларион (XI век), ничего не могли сделать с ростовчанами - язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его приемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Страницы: 1 2


Проверка Плевной
В 1876 г., в самый разгар "военной перестройки", Милютин жаловался в своем дневнике на то, что ему "случается получать безымянные письма, наполненные самыми грубыми, площадными ругательствами, будто бы за расстройство армии, и все это после 16-летних тяжелых забот об устройстве и усилении наших военных сил". А меж те ...

Приоритеты внешней политики Украины на рубеже ХХ-ХХI вв.
1. Конституция Украины о внешней политике государства. Почти 10 лет Украина является полноправным субъектом международных отношений. Конституцией Украины определен общий подход к внешней политике государства (Статья 18). Предусмотрено, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и бе ...

Монголо-татарское нашествие и немецко-шведская экспансия
К началу монголо-татарского нашествия Русь уже более ста лет находилась в условиях феодальной раздробленности. Это ослабило Русь как в политическом, так и в военном отношении. Постепенно в первой трети XIII в. выделились два наиболее сильных государства-княжества, ставших политическими лидерами: Галицко-Волынское на юго-западе и Влади ...