Другие сферы применения металлов
Страница 17

Издревле люди приписывали металлам таинственные и волшебные свойства. Им поклонялись, их обожествляли, и считалось, что каждый из металлов является земным воплощением небесного светила и посвящен какому-нибудь божеству.

Сами металлы у всех народов, во все времена и на всех континентах считались даром богов, потому что, согласно преданиям, обрабатывать металлы людей научили именно боги. Каждый народ сохранил память о неком боге, который обучил людей металлургии. И не важно: мифологию какого именно народа мы рассматриваем, в его мифологии обязательно найдется персонаж, связанный с металлургией.

В Древнем Египте таким богом был Птах - один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии - бог-творец.

Птах создал мир "сердцем и языком": он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха.

Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох "уас". Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов ("Памятник мемфисской теологии"), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком.

Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха. К Птаху восходят и девять богов Гелиополя.

Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум.

В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера. Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

В мифологии Месопотамии с обработкой металлов был связан Энки (Эйя, Эа) - "владыка земли", в шумеро-аккадской мифологии он - одно из главных божеств. Энки - хозяин Абзу - подземного мирового океана пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил. Древние почитали его как создателя зерна и скота, устроителя мирового порядка. Один из мифов рассказывает, как Энки оплодотворил землю и "определил судьбу" городов и стран. Он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича; создав растения и животных, Энки отдал их во власть "царя гор" Самукана, а пастуха Думузи сделал хозяином в стойлах и овчарнях. Богу также приписывается изобретение садоводства, огородничества, льноводства и сбора целебных трав.

В индуистской мифологии с металлургией отождествляют обычно Индру или Яму.

Индра в индийской мифологии бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее - локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно. Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.

В буддийской мифологии Яма - владыка Ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость. Ями, сестра Ямы, правила Адом женщин и рассматривалась как воплощение его творческой энергии (шакти).

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19


Военное сотрудничество
Подводя итоги военно-политических и военных отношений между Москвой и Берлином в 1920 - 1933 гг. можно сформулировать следующее. С учетом своеобразия 20 - 30-х годов значимость этого сотрудничества для Советского Союза выходит далеко за рамки утилитарных интересов военного ведомства. С точки зрения наращивания военного потенциала и повы ...

Общественное движение 60-90х гг.
Причины активизации: - переходный характер экономической и социальной структуры - сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины - форсированное развитие капитализма - обнищание части крестьянства - непоследовательность внутриполитического курса правительства - росло влияние теорий, проникавших с Запад ...

Политика монголов на русских территориях во второй половине XIV в.
Уже в событиях второй половины XIV в., предшествующих распаду Золотой Орды первенствующую роль играли «эмиры», ордынские князья, группирующиеся вокруг того или иного хана или сановника и ведущие междоусобную борьбу. Эти междоусобные войны не повлияли сколь-нибудь заметно на установившиеся достаточно прочные политические отношения на рус ...