«Оттепель» и советская культура в конце 1950—1960-х гг
В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг.
, нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г.
закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж.
Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.
Расширялась география советской науки.
Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:
1) создание в 1957 г.самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц – синхрофазотрона;
2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;
3) запуск 4 октября 1957 г.
первого искусственного спутника Земли;
4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.
;
5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г.
(Ю. А. Гагарин);
6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).
Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау,А. Д. Сахаров,М. А. Лаврентьев,С. П. Королев
.
В мае 1958 г.
было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.
Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР.
Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).
Просвещенный абсолютизм России.
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и сам ...
Итоги и значение наполеоновских войн
Победы, одержанные Францией в Н. в. над армиями феодально-абсолютистских государств, объяснялись, прежде всего тем, что буржуазная Франция, представлявшая более прогрессивный общественный строй, имела передовую военную систему, созданную Великой французской революцией. Выдающийся полководец, Наполеон I довёл до совершенства стратегию и ...
Стоглав
Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, не ...