Историческая информация » Теоретические основы изучения истории России » Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг

Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг

В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983–1984 гг.

Система высшего образования также переживала кризис: увеличение числа вузов привело к нерациональному использованию выпускников, снижению уровня подготовки и престижа советского диплома. В области науки основной проблемой была оторванность научных исследований от прикладной сферы. Если в фундаментальных областях советские разработки не отставали от западных, то, скажем, в компьютеризации отставание было просто катастрофическим. Так, несмотря на передовые космические программы, в начале 1980-х гг. ручным трудом в промышленности было занято 40 % работников, в строительстве – 60 %, в сельском хозяйстве – 75 %.

И все же были достигнуты значительные успехи в физике, химии, освоении космоса, разработке новейших вооружений. Финансирование культуры в стране постоянно возрастало (с 55,9 млрд руб. в 1979 г. до 125,6 млрд руб. в 1980 г.). Однако ужесточение цензуры и идеологического нажима не могло не отразиться на художественном уровне произведений. В эти годы многие деятели литературы и искусства были лишены возможности свободно творить в СССР:

1) запрещались публикации;

2) театральные постановки;

3) многие фильмы оставались на полках;

4) некоторые видные деятели отечественной культуры были вынуждены покинуть страну (И. А. Бродский, Ю. С. Любимов, А. И. Солженицын, А. А. Галич, М. Л. Ростропович).

Тем не менее в эти годы возникает много выдающихся произведений искусства, получивших признание в стране и за рубежом. На фоне официальной массовой культуры (доминирующей была производственная и историко-революционная тематика) они выглядели особенно ярко. Особо стоит выделить кинематографическую школу этих лет (А. А. Тарковский, А. Д. Герман, Т. Абуладзе, С. Н. Параджанов, К. Муратова, Н. С. Михалков, А. С. Кончаловский и др.). Неотъемлемой чертой культуры и общественной жизни СССР становится диссидентское движение, возглавляемое ведущими представителями советской интеллигенции.


Соблюдение общественных интересов
Уже говорилось о том, что большая часть тех материалов, которые в письменном или устном виде создает специалист по связям с общественностью, так или иначе воздействует на общество, вызывает общественный резонанс. Все то, что закон определяет как незаконное, одновременно является и неэтичным, и в этом закон и этические нормы полностью со ...

Второй этап революции (август 1848 г.— август 1849 г.). Подъем демократического движения в Центральной Италии и Венеции
Поражение пьемонтских войск и отказ монархов от участия в освободительной войне вызвали кризис умеренно-либерального направления. Рушились созданные либералами мифы о Пие IX и Карле Альберте как духовном и военном вождях Италии. Переговоры между правительствами Пьемонта, Тосканы, Папского государства и Неаполя о создании военной и полити ...

Коренной перелом в ходе войны
В июле 1941 г. гитлеровское командование решило продолжать наступление на трех основных направлениях - ленинградском, московском и киевском. Овладев после ожесточенных боев Витебском, Бобруйском и Могилевом, гитлеровская армия в середине июля вышла к Смоленску. Началось смоленское сражение, продолжавшееся 2 месяца. Красная Армия не то ...