Князь Дмитрий Иванович (1359-1389)
Страница 1

Во второй половине XIV века Золотая орда была охвачена внутренними смутами, за двадцать лет у власти сменилось 14 ханов. В этих условиях один из ордынских эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. Мамай стремился распространить свою власть и на русские княжества. Союз Мамая с Западом нёс угрозу государственной и идеологической самостоятельности Руси. Это хорошо понимал преподобный Сергий Радонежский, который ещё при жизни почитался пророком. Обратившись к князю Дмитрию, отец Сергий дал ему своё благословение: «Пойди против безбожных и с Божью помощью победишь». www.financeworth.ru

Князь Дмитрий - это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Сподвижниками во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?

Исход противостояния разрешился Куликовской битвой, происшедшей в день праздника Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 года, на правом берегу дона, при впадении в него Непрядвы. Войско Мамая, по некоторым данным, достигало 200 тысяч. Московский князь подготовился дать отпор врагу и собрал невиданную до тех пор на Руси рать (летопись гласит, что она насчитывала 150 тысяч воинов). Кровопролитное побоище закончилось бегством мамаевой конницы. Русские ратники одержали победу, а Дмитрий Иванович получил в народе почётное прозвище Донской.

Важно отметить, что православная солидарность, становясь всеобщим убеждением, сопровождалось готовностью к самопожертвованию и подвигу за веру. На Куликовом поле русские сумели наглядно и ярко проявить эти качества. Характерно, что перед битвой Сергий освятил меч Дмитрия Ивановича и благословил на участие в бою иноков Ослябю и Пересвета. В русском православии взяться за оружие не было грехом, когда речь шла о защите святынь, о выполнение нравственного долга. Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. Хотя через два года Москва подвергалась тяжелому разгрому Тохтамыша и вновь вынуждена была платить дань, прежнее положение не могло быть восстановлено. В 1389 году Дмитрий Донской сам передал ярлык на великое Владимирское княжение старшему сыну Василию I (1389-1425), присоединившему Нижний Новгород, Городец, Муром. Итогом первого этапа централизации явилось окончательное утверждение Москвы как центра объединения северо-восточных русских земель взрыв вассальных отношений Руси с Ордой любят представлять картинно: Иван III ломает ханскую басму (дававшийся послам знак) и топчет ее сафьянными сапогами, а верные слуги истребляют посланцев хана. После этого Ахмат бросается на Русь, но встречает на Угре блистающее броней войско великого князя и убирается восвояси. Эта легенда сомнительна по двум причинам: последнее ханское посольство было в Москве в 1476 г., уже после прекращения выплаты Сараю дани и за четыре года до похода Ахмата, а главное, такой трус, как Иван, не мог растоптать басму, и сим открыто объявить войну самому «царю».

Тому лучше соответствует легенда, согласно которой выходить пешком к послам ордынским, пить кумыс, кланяться и т. п. запретила московскому государю жена, София Фоминична Палеолог, племянница последнего Византийского императора Константина, которая вышла за Ивана 12 ноября 1472 г. «Отец мой и я, — выговаривала София супругу, — захотели лучше отчины лишиться, чем дань давать; я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками! Разве мало у тебя войска?». Оказавшись между послами Ахмата и женой, Иван III предпочел устраниться от каких-либо действий, и притворился больным. Источники рассказывают, что именно София настояла отобрать у послов и купцов татарских Кремлевское подворье. Принцесса православной империи, передающая наследственные права Палеологов, осененные крыльями черного двуглавого орла, русскому великокняжескому дому, и без того произвела при московском дворе изрядный переворот. Но к прямому столкновению с «татарским царем» Иван III оказался не готов. Страх перед Ордой был еще силен на Руси, хотя Золотой Орды уже не существовало: она распалась на Астраханское ханство, Казанское ханство, с которым московские воеводы весьма успешно воевали, Крымское ханство, где правил верный союзник Ивана Менгли-Гирей. Наконец, изрядная часть ордынцев составляла под предводительством хана Ахмата Большую Орду. Этот-то Ахмат в год приезда Софии Фоминичны в Москву сжег град Алексин, но не рискнул переправиться через Оку. Он-то и посылал возмутившее царевну посольство в Москву. А в 1480 г., ровно через столетие после Мамаева побоища, сам отправился на Русь, побуждаемый обещаниями большой военной помощи от польско-литовского короля Казимира IV и уповая на ссору Ивана III с братьями. Король не смог выступить, отбиваясь от союзной Москве Крымской орды. Братья помирились. Русское войско во главе с прославленными воеводами вышло на рубеж Оки. Едва, узнав о походе Ахмата, легкая рать воеводы Василия Ноздреватого, погрузилась в ладьи и поспешила вниз по Волге на оставленный без должной обороны Сарай. Сам Ахмат шел опасливо, дожидаясь помощи Казимира и не рискуя в одиночку заезжать в русские пределы. Летописцы оставили нам немало сведений о тревоге самых разных слоев общества, включая великокняжеское окружение. Больше всех испугался Иван III, отправивший жену и казну на Белоозеро с наказом ехать к морю, коли хан возьмет Москву. Сам он засел в Кремле, но, побуждаемый матерью и духовенством, вынужден был выступить к войскам в Коломну. «Богатые сребролюбцы, брюхатые предатели» молили Ивана: «Не становись на бой, великий государь, лучше беги; так делали прадед твой Дмитрий Донской и дед твой Василий Дмитриевич». Иван III ускакал в Москву, но был еще более перепуган гласом разъяренного народа: «Ты, государь, княжишь над нами так, что пока тихо и спокойно, обираешь нас понапрасну, а как придет беда, хочешь бежать! Сам разгневал царя, не платил ему дани, а теперь нас всех отдаешь царю и татарам!» От народа Иван III удрал в Красное Село и послал в войска к старшему сыну приказ немедля прибыть к нему. Юный князь, взявшись защищать границу, ответил: «Умру здесь, а к отцу не пойду». Даниил Холмский, коему приказано было доставить княжича силой, был доволен этим ответом и продолжал устраивать полки. Ахмата устерегли на переправе через Угру и по четырехдневном сражении отбросили с большим уроном. Иван III нашел смелость прибыть к полкам и . стал просить хана милостиво не разорять своего улуса. Ахмат потребовал, чтобы князь явился с поклоном. Это испугало Ивана еще больше. Хан приглашал княжьего сына или брата, наконец, просто посла. Положение было критическое. Тогда ростовский епископ Вассиан Рыло написал к Ивану III воззвание, ради защиты Отечества поставив под сомнение идею покорности любой установленной власти, в особенности царской.

Страницы: 1 2 3 4


Киевская Русь. Восточные славяне.
Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян — это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения прих ...

Колониальная политика императора Вильгельма II (1888-1914 гг.)
В июне 1888 года после непродолжительного правления своего отца, Фридриха III, на престол в возрасте 29 лет вступает Вильгельм II и объявляет себя наследником принципов правления своего деда, Вильгельма II (38; с. 89). «Почти неисчерпаемые сокровища любви, уважения к конституционной власти, которые Вильгельм I оставил своему внуку, дел ...

Спа́со-Преображе́нский собо́р (1827-1829 гг.)
Спа́со-Преображе́нский собор (1827-1829 гг.) (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.(Рис. 12 ) Никогда не закрывалс ...