Князь Дмитрий Иванович (1359-1389)
Страница 4

Все землевладельцы постепенно превращались в чины Московского государства. Владение поместьем, связанное с обладанием чином, обязывало в первую очередь к военной службе. По приказу помещики каждого города и прилегающей к нему округи — уезда должны были явиться «конно, людно и оружно» и составить, во главе с командирами из местной знати, сотни тяжело вооруженных конных воинов с холопами-оруженосцами и слугами.

Государь не склонен был раздавать помещикам черносошные земли, население которых было обязано нести налоги и повинности только в пользу государства. Но бояре, дворяне и монастыри ловко и жестоко расхищали «черные» земли, сгоняя или закабаляя их держателей. Доходило до того, что в уезде три четверти помещичьей земли состояло из отнятой у крестьян. Получалось, что на барщине они даром обрабатывали отнятую у них землю. Ясно, что для этого требовалось применить силу, заставить людей работать с помощью внеэкономического принуждения. Что ж, военный лагерь, в который превращалось государство, был ориентирован и на это.

Судебник

1497 г., зафиксировавший состояние права единого русского государства, смертной казнью защищал жизнь и имущество бояр, помещиков и духовных лиц. Беспощадные наказания предписывались и за поджог, и за объединение обездоленных против мирских кровососов («скоп»). Именно эти статьи выполнялись неукоснительно, тогда как торжественный призыв к судьям судить праведно и не брать посулов — взяток выглядит насмешкою до сего дня. Однако закрепощение подразумевало и выхлопные клапаны, позволявшие снижать давление народного гнева. Несколько ограничивался произвол с обращением в холопы и предусматривалось освобождение холопа, например, за участие в борьбе с татарами. Неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня

(26 ноября) оставлялась Судебником для свободного ухода крестьянина от помещика, из села или волости. Да только человек, решивший оставить недвижимость и искать счастья вдалеке, должен был за проживание на господской земле выплатить «пожилое». Это установление возмущало даже некоторых представителей духовенства, за которым Судебник закрепил все имущественные и судебные привилегии.

Наступил конец 250-летнему Монголо-татарскому игу на Русской земле. Эти годы оказали огромное влияние на развитие русских земель. Под игом татар вырастали целые поколения русского народа и также умирали, не изведав свободной жизни. Избавление от татарского ига, было целью, всего русского народа, люди жили и умирали с этой мыслью.

Страницы: 1 2 3 4 


Диссидентское движение.
Диссидентское движение возникло в СССР еще во времена «оттепели» и получило распространение в 60—70-е годы. Оно существовало в форме инакомыслия. Это была единственно допустимая форма сопротивления, поскольку репрессивная машина государства (КГБ, МВД, армия) подавляла малейшие проявления независимой общественно-политической жизни. Инако ...

Письмо как средство письменной коммуникации
В современном мире с его бурно развивающимися новыми электронными средствами коммуникации (факс, e-mail, Интернет) письмо, отправленное по почте или с курьером, при всей своей традиционности не утратило определенной значимости. Прежде всего, письмо, приходящее в запечатанном конверте, предназначено персонально лицу, указанному в качеств ...

А.Л. Ордин–Нащокин и его мечты о тесном союзе с Польшей
Самый замечательный из московских государственных людей XVII в. царь Алексей создал в русском обществе XVII в. преобразовательное настроение. Ордин – Нащокин – самый блестящий из сотрудников царя Алексея. Он вел двойную подготовку реформы Петра Великого. Он высказал много преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Петр ...