Князь и дружина.

Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.

С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки

- сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и

угасание торгового пути "из варяг в греки" в конце XIв

- развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и

увеличением численности различного рода социальных изгоев

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все

более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой - главной

ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.

3. Зависимое население.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему. пока не вернет долг.

Разорившиеся общинники часто шли в кабалу по договору - "ряду", за что и звались рядовичи.

В княжеской и боярской вотчине были рабы - холопы и челядь. То были военнопленные и даже бездомные соплеменники. Другими источниками холопства были женитьбы на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане - от "огнище" - дом). Запрещалось обращение в рабство за долги.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.


Монголия после смерти Даян-хана
Смерть в 1543 г. Даян-хана стала своеобразным рубежом в политической истории Монголии, после которой процесс раздробленности страны стал усиливаться. От Монголии постепенно стала отделяться ее южная часть, где власть унаследовали старшие сыновья Даян-хана. Эти территории имели, в отличие от северных, более тесные связи с минским Китаем ...

Антинорманнизм.
В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании в ...

Социальные отношения.
Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали и правовые, и моральные, и этикетные, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мон ...