Историческая информация » Истории России » Социально-экономическое развитие России  XVIIв.

Социально-экономическое развитие России  XVIIв.

1649г - принятие Соборного уложения

1653г - последний Земский собор

1682г - отмена местничества

Основная задача в экономике страны начала XVIIв состояла в преодолении последствий Смуты. Ее решение затруднялось следующими факторами: - тяжелыми людскими и территориальными потерями

- низким плодородием почв Нечерноземья, где до

середины XVIIв размещалась основная масса населения

- укреплением крепостничества

- потребительским характером крестьянского

хозяйства

- усилением налогового бремени

Благодаря освоению черноземных земель центра России и Среднего Поволжья наметился рост сельскохозяйственного производства. Ремесленное производство в городе постепенно переориентировалось с заказа на продажу, т.е. становилось мелкотоварным. Рост производства, рассчитанного на рынок, был вызван специализацией отдельных районов. Например, Поволжье славилось обработкой кож, Поморье - изделиями из дерева и добычей соли, Новгород - льняным полотном, Тула и Кашира - железными изделиями. Ремесленник, однако, не порывал до конца с земледелием.

Появились первые русские мануфактуры - крупное производство, основанное на ручном труде, отличающееся от ремесленной мастерской разделением труда между работниками. Всего к концу XVIIв насчитывалось около 30 (по другим данным - свыше 60) мануфактур - металлургических, оружейных, канатных, полотняных, солеварных и т.д., созданных в основном по инициативе государства или иностранных предпринимателей, реже - бояр и гостей. На государственных мануфактурах работали крепостные.

Крупнейшим торговым центром была Москва, огромную роль играли ярмарки - Макарьевская (в среднем течении Волги), Ирбитская (Западная Сибирь), Свенская и др. В городских центрах быстро росло число торговых заведений. Экспорт: меха, зерно, лен, пенька, кожи, сало. Импорт: промышленные изделия, металлы, сукно, предметы роскоши, чай. Морская торговля с Европой осуществлялась через единственный порт - Архангельск, с восточными странами - через Астрахань. Почти вся внешняя торговля находилась в руках иностранных купцов. Правительство начало проводить политику протекционизма. В 1653г был принят Торговый устав, установивший 5% пошлину с цены ввозимого товара, а в 1667г - Новоторговый устав, вводивший 10% пошлину на иностранные товары, продававшиеся внутри страны.

Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности. К концу XVIIв боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе, а также городовых, т.е. провинциальных дворян и детей боярских. К низшему слою служилых людей относились служилые по прибору. Он включал в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казеных мастеров и т.п. К служилым по статусу были близки освобожденные от посадского тягла купеческие корпорации гостей, Гостиной и Суконной сотен. основную массу населения составляли тяглые люди - посадское население и крестьянство. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими (частновладельческими) - 67% - и несли тягло в пользу государства и своего феодала. Близкое к ним положение занимали крестьяне монастырские - 13%.Черносошные крестьяне - 11% - несли тягло только в пользу государства. Они проживали на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, юг) и объединялись в общины. Они не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. "Черные земли" можно было продавать, закладывать, передавать по наследству. Среднее положение между черносошными и частновладельческими занимали дворцовые крестьяне, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора - 9%. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Основная масса городского населения объединялась в тягловую общину. Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они платили налог государству, выбирали своих старост и соцких (черные слободы). Кроме того, существовали белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Они освобождались от налогов. По-прежнему существовало значительное число холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние ранее свободных людей, например, за долги. Они служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. В духовенство входили архиереи и монахи - черное духовенство, и священники - белое. Соборное уложение 1649г запретило монастырям приобретать новые вотчины. Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла.


Секретный доклад Хрущева
25 февраля на секретном заседании Хрущев прочел свой доклад «О культе личности и его последствиях», позднее известный как «секретный доклад». Фактически Хрущев показал, что вся история партии с того времени, как Сталин стал во главе ее, была историей преступлений, беззаконий, массовых убийств, некомпетентности руководства. Хрущев расска ...

Простонародье и самозванец (восстание Болотникова)
Выступив об руку с провинциальными дворянами, простонародье потом отделяется от них и действует одинаково враждебно как против боярства, так и против дворянства. Зачинщик дворянского восстания на юге князь Шаховской, принимает к себе в сотрудники дельца совсем недворянского разбора: то был Болотников[16], человек отважный и бывалый, боя ...

Проблемные вопросы письменной коммуникации на современном этапе. Содержание правовых и этических норм письменной коммуникации
Регулирование поведения человека в обществе посредством кодексов, норм и стандартов, а не на основе применения силы или его биологических или физиологических нужд, входит в определение цивилизованного человеческого общества. Общепризнанно, что социальное поведение человека ограничивают следующие пять факторов. - Традиция: как традицион ...