Историческая информация » Истории России » Социально-экономическое развитие в 1860х-начале 1890х гг.

Социально-экономическое развитие в 1860х-начале 1890х гг.
Страница 1

Программа деятельности М.Х.Рейтерна (1862-1878гг)легла в основу официального курса экономической политики. В соответствии с ней осуществлялась активная поддержка форсированного создания железнодорожной сети, новых отраслей тяжелой промышленности и кредитной системы с участием коммерческих банков. Государство выдавало льготные заказы, кредиты, концессии, напрямую участвовало в создании новых предприятий и банков. Необходимый для этого капитал привлекался при помощи государственных займов, размещавшихся за рубежом.

Н.Х.Бунге (1881-1886гг) и И.А.Вышеградский (1882-1892гг) продолжили политику Рейтерна, стимулируя ввоз иностранного капитала, а не товаров, готовили денежную реформу, накапливая золотой запас и реорганизуя внешний долг. При Вышнеградском усилилась политика таможенного протекционизма.

В 60-90е гг увеличилось производство всех видов сельскохозяйственной продукции. Сбор зерновых возрос в 1,7 раза; картофеля - в 2,5 раза; сахарной свеклы - почти в 20 раз. Посевные площади выросли на 40%. Увеличилось производство технических культур.

Интенсивное развитие: - более чем на 20% возросла урожайность

- повысилась производительность труда

- стало более частым использование удобрений и сельскохозяйственных машин

- росла товарность (вывоз зерна увеличился в 5 раз). К 1890м гг завершилось формирование всероссийского аграрного рынка

- углублялась специализация районов в производстве сельскохозяйственных культур: - товарное зерноводство развивалось в Центральном черноземном районе, Поволжье, Новороссии, Украине и на Северном Кавказе

- льноводство - в Центральном промышленном районе

- товарное скотоводство - на Севере и Северо-Западе, включая

Прибалтику

- свекловодство в некоторых районах Украины

- табаководство, фруктоводство и виноградарство в Бессарабии и

Закавказье

Дворянское землевладение во второй половине XIXв уменьшилось на 27%. Крестьянская частновладельческая земля увеличилась с 5 до 15% площади частных земель, несколько выросла и площадь надельной земельной собственности. Около 80 десятин по всей стране относилось к казачьим землям, 80% которой было закреплено за станицами и разделено на паи, находившиеся в пользовании станичников.

[1 десятина = 1,09 гектара; 1 гектар = 10000кв.м.]

Несмотря на все вышеперечисленное, сельское хозяйство оставалось довольно отсталым. Началась экономическая и социальная дифференциация крестьянства.

В 1867г был создан государственный фонд помощи частному железнодорожному строительству. Одновременно выдавались кредиты для строительства паровозо- и вагоностроительных заводов. В результате была создана крупная сеть железных дорог (в 1900г - 48 тыс верст), достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечены нужды армии.

[1 верста = 500 саженей = 1066,8 м]

85% дорог приходилось на Европейскую Россию. Речные суда, число которых увеличилось в 4 раза, перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. Число речных пароходов выросло с 1854 по 1894гг в 17 раз. Морской торговый транспорт серьезно отставал. Свыше 90% экспортных и импортных товаров, перевозившихся морем, транспортировались на зафрахтованных иностранных судах или иностранными компаниями. Большое значение сохранял гужевой транспорт.

С 1880г в крупнейших городах страны появились телефонные сети.

В 1860-1890е гг выплавка чугуна увеличилась в 4,4 раза, добыча угля в 55 раз. К началу XXв Россия производила двадцатую часть мирового чугуна, нефти, хлопчатобумажных тканей; но по производству продукции на душу населения далеко отставала от стран Запада.

Страницы: 1 2