Биография и наследие Градовского Александра ДмитриевичаСтраница 4
«Задача учащейся молодежи состоит в увеличении объема русской интеллигенции, – пишет он. – Молодежь не должна бросаться в «народный океан», но должна увеличивать мыслящую, разумную и нравственную часть русского общества, потому что только здесь может она принести пользу и народу… Неучащееся поколение есть минус в народной жизни; не учась, оно губит себя, а губя себя, оно убавляет количество тех здоровых, деятельных сил, на которые каждое общество не только в праве, но обязано рассчитывать для своего движения вперед. Какая реформа, какое новое учреждение, какое серьезное национальное предприятие осуществимы, если народ не будет иметь возможности рассчитывать, что для этих предприятий и учреждений найдутся люди, способные вести и поддерживать их не только в данную минуту, но и впоследствии».
Профессор часто обращался к теме о необходимости борьбы с агитацией, с анархическими и социалистическими учениями. Эту тему он развивал и на своих лекциях студентам и в газетных фельетонах «Голоса».
Газетная и журнальная работа была для Александра Дмитриевича такою же потребностью, как университетская кафедра. Ему недостаточно было одной тесной аудитории, где он был ограничен рамками специальности; он нуждался в иной трибуне с которой можно было обращаться к более широкому кругу слушателей, говорить о более живых предметах с точки зрения современных требований государства и общества. Такою трибуною для него служила газетная и журнальная публицистика, в которой он создал себе почетное место, выдающееся имя политического писателя.
Градовский рано вступил на литературное поприще. По окончании курса в университете, он становится редактором «Харьковских Губернских Ведомостей», затем в начале шестидесятых годов является сотрудником в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», под знаменем «почвенников», проповедовавших необходимость нравственного единения с народом, отрицавшихся либерализма и западничества. В 1867 году, он печатает в «Русском Вестнике» Каткова обширную критическую статью на сочинение Б. Чичерина «О народном представительстве», а позже несколько научных работ в «Журнале Министерства Народного Просвещения», «Заре» и «Судебном Вестнике».
Но этот период деятельности Градовского не дает еще ясного представления о нем, как о публицисте со строго определенным складом убеждений. Он точно еще вырабатывает свои основные воззрения, свои руководящие политические принципы, причем, во всяком случае, подходить ближе к московским литературным направлениям шестидесятых годов, нежели к петербургским – с «Отечественными Записками», «Современником» и «Вестником Европы» во главе и в роли руководителей общественного мнения. С самого конца шестидесятых и начала семидесятых годов он уже начинает более интересоваться «злобами», «вопросами дня» и посвящает им в «Голосе», «Заре» и «Судебном Вестнике» несколько научно-публицистических очерков, в которых яснее определяете свои общественные и политические идеалы. Он является в них горячим поклонникам начал Положения 19 февраля, свободы печатного слова и развития общественных сил отечества, высказывается против предварительной цензуры для журналов, против необходимости усиления административной власти, в ущерб самоуправлению. Автор предостерегает правительство, чтоб оно не пугалось «уступок духу времени», не парализовало начатых реформ, не сворачивало с избранного пути. Руководящею мыслью всех этих статей, собранных в его книге «Политика, история и администрация», можно считать ту, «что наше спасение заключается в том, чтобы честно и откровенно стать на почву истинного гражданского порядка, который немыслим без разумной общественной свободы».
Семидесятые и начало восьмидесятых годов могут считаться пышным расцветом его публицистического таланта и литературной деятельности. Два сборника, в которых соединены главнейшие его статьи того времени, оставил нам в наследие покойный профессор. Сборники эти: «Национальный вопрос в истории и в литературе» и «Трудные годы», обнимающие собою его газетную и журнальную деятельность с 1873 по 1880 год. Статьи в первом сборнике, большая часть которых была напечатана в журнале «Беседа», составляли предмет его публичных лекций и имеет своею задачей исследовать значение национального вопроса для современной жизни, проследить условия его возникновения.
"Русская правда" Ярослава Мудрого
Время Ярослава Мудрого (1019-1054) ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и ...
Версии и мнения
ВЕРСИЯ №1.
Глава комиссии по реабилитации: ”За время сталинских репрессий народы СССР лишились 100 миллионов человек”.
//Около половины всего населения СССР? По-моему, это бред. Мысля логически, можно понять, что это ложь хотя бы по той причине, что не смогли бы всех этих людей(100млн) закопать.//
Более четырех миллионов жертв полити ...
Конец партизанской войны.
Но перемещение военных действий на советско-германском фронте за пределы СССР лишило командование фронтов и штабы партизанского движения основной части действовавшей ранее группировки партизанских сил. Партизанские соединения и отряды, оказавшиеся на освобожденной территории, расформировывались. Отсутствие в составе Красной Армии штатны ...