Биография и наследие Градовского Александра ДмитриевичаСтраница 6
Как враг свободного земского развития, как панегирист типа полицейско-бюрократического государства с сильно развитой централизацией и административной опекой, Катков вел с конца 70-х и во все течение 80-х годов упорную борьбу против либерализма, типичными представителями которого он считал в петербургском обществе газету «Голос» и ее главного сотрудника, Александра Дмитриевича Градовского. Не менее резко и страстно нападает на последнего и И.С. Аксаков, считавший его, однако, до конца семидесятых годов человеком своего лагеря, своего направления. Представитель славянофильской школы заподазривает тип национально-прогрессивного государства Градовского и полагает, что в этом типе слишком много отводится места «государственности», внешней законности, в ущерб живому народному организму и его внутренней правде. Аксаков боится, как бы с усилением интеллигенции, народу не навязаны были чуждые его духу начала западной жизни, как бы государство не приобрело бюрократической окраски, как бы над народом не была установлена опека верхних слоев, а самый народ не был сведен к роли пассивной и безличной массы.
Направляя свои громы и молнии против петербургской либеральной журналистики, интеллигенции и свободных веяний, московские публицисты особенно охотно и часто упоминают имя Александра Дмитриевича, как наиболее видного и талантливого представителя противных и враждебных им веяний и кружков. Придавая такое значение петербургскому профессору и отводя ему такое видное место, они не погрешали против истины. Популярность и известность Градовского росла с каждым годом его деятельности, как профессора, ученого и литератора. Его публичные лекции, которых он не мало прочитал в течение семидесятых годов и в особенности во время славянского движения, привлекали слушателей массами. Его фельетоны в «Голосе» и статьи в «Русской Речи» вызывали всегда горячие споры и толки, а его приемные дни по воскресеньям собирали многочисленных гостей из различных лагерей и направлений.
«Никакое общественное совершенствование не может быть достигнуто только через улучшение личных качеств людей его составляющих… Улучшение людей в смысле общественном не может быть произведено только работой «над собою» и «смирением себя…» в весьма великой степени общественное совершенство людей зависит от совершенства общественных учреждений, воспитывающих в человеке если не христианские, то гражданские доблести».
Отметив, что «общественные идеалы нашего народа находятся еще в процессе «образования развития», что «еще слишком много неправды, остатков векового рабства засело в нем, чтобы он мог требовать себе поклонения», он говорит: «Правильнее было бы сказать и современным «скитальцам» и «народу» одинаково: смиритесь перед требованиями той общечеловеческой гражданственности, к которой вы, слава Богу, приобщились, благодаря реформе Петра Великого. Впитайте в себя все, что произвели лучшего народы-учители наши. Тогда, переработав в себе всю эту умственную и нравственную пищу, вы сумеете проявить и всю силу вашего национального гения, внести и свою долю в сокровищницу всечеловеческого…»
Настоятельная потребность в совершенствована общественных учреждений, средства к такому совершенствованию, борьба с остатками векового рабства, необходимость общечеловеческой гражданственности – вот те темы, на которых он сосредоточивает большинство своих дальнейших фельетонов и передовых статей по внутренним вопросам в «Голосе», вплоть до выбытия этой газеты из нашего литературного строя.
Северный Сахалин в 1905-1916 гг.. Жизнь и быт
сахалинцев
Печальные последствия русско-японской войны сказались и на жизни населения северной части острова. В декабре 1905 года на Северном Сахалине насчитывалось 7500 жителей (из 46 тыс., проживавших на всем острове до русско-японской войны), в том числе 2000 представителей коренных народов – нивхов, эвенков, аинов и ороков.
В течение 1906 г. ...
Внешняя политика Великобритании
Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворче ...
Город в системе цивилизации в X-XI
вв.
В средние века в Западной Европе происходит важнейший в ее истории процесс — урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со времен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок.
Маленькие городки, возникавшие в тени замков могущественных сеньоров, приносили им доход в ви ...
