Историческая информация » Сахалин 1905-1916 гг. » Экономическое развитие Северного Сахалина в предреволюционный период

Экономическое развитие Северного Сахалина в предреволюционный период
Страница 1

Главным фактором некоторого оживления экономической жизни Северного Сахалина в предреволюционные годы стали не усилия правительства, а проявление деловой активности российских предпринимателей, рискнувших вкладывать свой капитал в освоение природных ресурсов острова. Прежде всего, это касалось развития рыбной промышленности и меньшей мере – разведки и добычи полезных ископаемых: угля, нефти, золота и др.

Сельское хозяйство с упразднением каторги получило более естественные условия для развития. В 1913 году на 737 крестьянских хозяйств приходилось 1129 лошадей и 3243 головы крупного рогатого скота. Жилые и хозяйственные постройки средней крестьянской семьи оценивались на сумму 505 рублей, а мертвый инвентарь – в 133 рубля. Из сельхоз орудий имелись в достаточном количестве лишь самые простые: плуги, бороны, косы, мотыги. Машин было мало: сенокосилок 7, конных граблей 6, жаток 3, веялок 20. Это объяснялось трудностями доставки и, главное, небольшими размерами земельных участков. Перевозные средства –телеги и сани – имела каждая семья.

Центром сельского хозяйства была Тымовская область. Здесь в среднем одно хозяйство имело 4,9 десятины пашни и 6,4 десятины сенокосов. Из переселенцев выделялись своей зажиточностью старообрядцы, которых на Северном Сахалине насчитывалось более сотни семей. Обычно они оседали по 2-3 семьи в каждом селении. Наемный труд в сахалинских селах использовался мало. Если в крупных селениях и были зажиточные крестьяне, то источником их состояния было не сельское хозяйство, а мелкая лавочная торговля. Можно сказать, что социальные противоречия в сахалинской деревне не имели ярко выраженного классового характера. Общественные различия были скорее между старожилами «острожного закала» и новоселами-переселенцами.

Угольная промышленность Сахалина переживала трудные времена, ибо закрылись шахты тюремного ведомства. Лишь в Дуэ и Мгачи работали два рудника товарищества «И.О. Маковский и К». Большинство рабочий на них были китайцы. В 1907 году И.О. Маковский продал 13,3 тысячи тонн угля по очень высокой цене, но на следующий год истек срок аренды,, и добыча полностью прекратилась.

С 1910 года шахты «Воевода» (Дуэ) и «Семеновская» (Мгачи) арендовал торговый дом «В.А. Кузнецов и К», обязавшийся поставлять сахалинский уголь во Владивосток. Владелец фирмы, горный инженер Кузнецов, нанял около 360 рабочих-китайцев и провел некоторую реконструкцию шахты в Дуэ, в частности, установил паровую лебедку для подъема угля. За 12-часовую смену шахта давала до 100 полутонных вагонеток. Анастасиевские копи в Мгачи арендовал известный горнопромышленник А.В. Даттан, а рудник Половинка – предприниматель А.А. Эриксон. Казенные разработки Дуйских копей велись в небольших размерах для нужд поста Александровского.

Общий объем угля на Северном Сахалине с 1913 по 1917 гг. упал в 15,1 до 9,5 тысяч тонн. Главные причины этого – нехватка рабочей силы и отсутствие порта, что усложняло доставку оборудования и вывоз продукции. Накануне первой мировой войны правительство планировало строительство крупного порта в посту Александровском, чтобы иметь возможность вывозить высококачественный сахалинский уголь. Но после 1914 года этот проект был заморожен, а потом грянула революция, и он почти окончательно заглох.

Между прочим, именно тогда родилась идея соединить Сахалин с материком постоянным железнодорожным сообщением. Можно сказать, что она прямо-таки витала в воздухе. Небольшая ширина и глубина пролива Невельского многих подталкивала к мысли о сравнительной легкости и дешевизне соединения острова с материком. Одним из первых ее публично высказал штурман дальнего плавания Н.М. Осташевский. В 1915 году он обратился к Приамурскому генерал-губернатору Н.Л. Гондатти с докладной запиской, в которой предлагал возвести соединительную дамбу между Сахалином и материком. Даже по нынешним меркам это был довольно широкий проект с устройством шлюзов и постройкой на мысе Лазарева большого порта.

Страницы: 1 2