Введение
Страница 1

В середине 30-х годов ХХ века о Беломорско - Балтийском канале знал весь мир. О нем писали газеты Европы и Америки. Его посещали известные во всём мире журналисты и писатели - Марин Андерсен Нексе, Максим Горький, Алексей Толстой и др.

Однако нескончаемая череда военных конфликтов и войн, которыми в памяти человечества остался печально знаменит ХХ век, выплеснула на страницы газет новые сенсации. И о канале забыли. Уже в конце 30-х годов, когда напряженность во взаимоотношениях СССР и Финляндии перешла в стадию войны, Беломорско - Балтийский канал, судоходная трасса которого была проложена менее чем в сотне километров от финской границы, был закрыт для посещения. После советско-финляндской началась Вторая мировая война, и людей волновали уже совсем другие проблемы. Однако сам Беломорско -Балтийский водный путь продолжал и продолжает работать. Мало того, интерес к его истории год от года только возрастает. Теперь ББК все чаще именуют "памятником эпохи сталинизма".

Однако с таким определением согласны не все. Некоторые считают, что сталинизму достаточно памятников на Лубянской площади в Москве и на Большом Соловецком острове в Белом море. А ББК следует признать памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим. Именно они спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили в скалах и в каменистой северной земле искусственную судоходную трассу протяженностью 227 километров.

Какие бы теперь мнения не существовали, Беломорский канал остается в мировой истории явлением уникальным. До сих пор он привлекает историков, которые изучают на его примере трансформацию власти по отношению к собственному народу. ББК уникален в инженерном смысле, как гидротехническое сооружение. Никогда прежде в таком массовом порядке в конструкциях важнейших плотин и гидроузлов не применялось дерево. Беломорский канал интересен специалистам в качестве "наглядного пособия" по истории карательных органов СССР начала века. "Архипелаг ГУЛАГ" (по определению Нобелевского лауреата А. И. Солженицына) начинался именно здесь. Все это дает основание говорить о Беломорско -Балтийском канале как о феномене ушедшего в историю ХХ века, изучение истории которого продолжается и не теряет своей актуальности.

Литература

, посвящённая истории ББК, разнообразна по тематике и содержанию.

Немало написано об истории строительства ББК силами заключённых.

В годы перестройки, когда открылись архивы НКВД, вышла в свет книга «Каналармейцы» подполковника милиции И. И. Чухина, рано ушедшего из жизни, в которой автор рассматривает материалы истории строительства Беломорканала в 1931 —1933 годах на территории Карельской АССР силами 126 тысяч заключенных БелБалтЛАГа ОГПУ.

Роли труда заключённых в экономике СССР 30 - х гг. посвящена статья Л. Рассказов «Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках».

Беломорско - Балтийский канал оказал немалое влияние на развитие Карелии.

Об образовании Бeломорско - Балтийского комбината и его роли в освоении Беломорканала и в развитии Карелии в 1933 - 1941 гг. рассказывается в статье В. Г. Макурова «ББК в Карелии. 1933 - 1941”.

Естественно, что не мог обойти вниманием эту страницу советской истории великий русский писатель А. И. Солженицын, автор знаменитого «Архипелага ГУЛАГа». В нашей работе мы использовали его книгу“Двести лет вместе». Полвека работая над историей российской революции, А. И. Солженицын множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений, которые он исследует в этой книге. Среди прочих евреев, участвовавших в русской революции, были и руководители Беломорско - Балтийского канала, о которых пишет автор.

Страницы: 1 2 3


Восстановление советско-югославских отношений
Позднее в этом же месяце был сделан другой. Менее значительный шаг по укреплению безопасности Советского Союза, когда новые советские лидеры Булганин и Хрущев во время своего визита в Югославию восстановили отношения с Тито, президентом и главой Коммунистической партии Югославии. Хрущев в Белграде принес Иосипу Броз Тито официальные изв ...

Память потомков
Он так и не узнал о своей славе! Все почести М.И. Кошкин заслужил уже потом, когда в боях за Родину прославился его танк, серийного производства которого он добивался в тяжелой и упорной борьбе в то сложное, тяжелое для страны время. Его имя вошло в Большой энциклопедический словарь: «Кошкин Михаил Ильич (1898-1940), советский конструкт ...

Вопросы охраны исторических свидетельств вступления России в современную цивилизацию.
Вопросы охраны исторических свидетельств вступления Росси с современную цивилизацию имеют первостепенное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические свидетельства, документы и архивы в настоящее время находятся в опасности. Вопросы фальсификации исторических свидетельств и документов всегда оставались вес ...