Историческая информация » История Беломорканала » ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время
Страница 1

12 июня 1941 года Приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления — главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта последняя предвоенная навигация.

А уже 23 июня 1941 г., на следующий день после начала Великой Отечественной войны, начальник «объекта МПВО», - так стало обозначаться в документах Управление Беломоро - Балтийского канала, - А. И. Василов издал приказ №1 “О введении угрожаемого положения на Беломорско - Балтийском канале им. Сталина». Были введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение противогазов. Работники гидроузлов и жители шлюзовых посёлков по 4 часа в день рыли щели для укрытия от налётов.

Тем не менее, коллектив канала продолжал выполнять свою работу: обслуживал водный путь и гидросооружения, шлюзовал суда, идущие с юга на север, даже под непрерывными бомбежками врага.

В начале войны НКВД СССР отдал приказ по ГУЛАГу эвакуировать вглубь страны все лесные предприятия ББК, а затем и весь комбинат. Однако Республиканская комиссия по эвакуации 19 июля 1941 г. приняла решение запретить Управлению ББК демонтировать и вывозить телефонные линии, так как они нужны были и фронту, и Карелии.

Костяк трудового коллектива Беломорско-Балтийского канала в то время в основном составляли люди по оргнабору. Они приезжали сюда из деревень, лесных поселков. Им обещали работу, квартиру, подъемные. Например, Таисия Николаевна Новикова приехала в Карелию в конце 30-х годов добровольно. Не простой оказалась судьба этой женщины. В двадцать лет вышла замуж. Муж был в то время председателем сельского совета. В 1932 году закончила педагогические курсы в г. Пошехоново Володарского района, затем работала счетоводом, учителем. В 19936 г. мужа арестовали по ст. 74 УК (клевета на общественный строй) и забрали в тюрьму на два с половиной года. Каким-то образом жене удалось узнать, что его сослали на ББК. Забрав двоих детей, она поехала вслед за ним. В Карелии семья остановилась в п. Повенец. Женщина устроилась на работу счетоводом на судоремонтный завод.

Предчувствие приближающейся военной грозы на ББК ощущалось особенно. На объектах канала появляется грозный приказ о состоянии служебной дисциплины и соблюдении бдительности. Женщины изучали на курсах средства химзащиты, учились оказывать медицинскую помощь.

С 1 июля 1941 года, на основании указа НКВД СССР, началась эвакуация заключённых, работавших в системе ББК. В числе первых подлежали звакуации "наиболее опасные элементы": осуждённые за контрреволюционную деятельность, иностранные подданные, а также "лица определённых национальностей" (немцы, финны и др.). Водным и железнодорожным транспортом было вывезено 24 880 заключённых в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую, Ярославскую и другие области.

Навигация 1941 года была сложной, со стороны финской границы постоянно летали самолеты. Противник хорошо знал об этой искусственной водной магистрали. 28 июня первая бомба упала на шлюз номер шесть. Налеты совершались и на другие гидросооружения. Всего в июне 1941 года было 5 бомбёжек канала.1941 год, 28 августа неприятелем была предпринята последняя (пятая) в навигацию 1941 года бомбежка. Атакован шлюз № 7. Никаких повреждений не обнаружено.

В августе 1941 года Управление ББК и техучастков было эвакуировано в Беломорск, на шлюз № 19. Из 800 работников на канале остались 80. Остальные — в эвакуации.

После сдачи Петрозаводска наши войска отходили на север. В конце октября 1941 года было принято решение об эвакуации в Беломорск Повенецкого судоремонтного завода. К тому времени это предприятие из полукустарных мастерских выросло в современное, хорошо оснащенное производство. Основное оборудование завода демонтировали и погрузили на суда. Материалами и всем необходимым для работы на новом месте загрузили баржи. Вместе с оборудованием из Повенца в Беломорск отправлялись рабочие и специалисты. Кроме того, в караван были включены баржи с работниками заводского отдела рабочего снабжения, специалистами медицинской службы, среди них была Т.Н. Новикова. Сопровождали их буксирные пароходы. Начальником каравана был назначен директор завода И. Ш. Файзулин.

В ноябре караван пассажирских судов с эвакуированными семьями водников Повенца и жителями окрестных деревень, а также оборудованием вмерз в лед Выгозера. Вспоминает внучка Т. Новиковой Т. Соколова: “Бабушка часто рассказывала нам, что караван отправили, когда уже канал затягивало льдом. Шлюзование шло с большим трудом. Ворота и механизмы замерзали. Лед мешал работе ручных лебедок. Тем не менее, караван пробился до поселка Сосновец и встал у шлюза номер пятнадцать. Пройти к Белому морю не удалось, но рабочие не сидели, сложа руки. Они смастерили дизель, генератор и сделали освещение. Подключили станки, и начали выпуск деталей ручных гранат. Таким образом, судно превратилось в плавучую завод-мастерскую. Позже был выделен ледокол и часть каравана удалось довести до Беломорска". Здесь завод стал работать на полную мощность. Рабочие и специалисты Повенецкого судоремонтного завода выпускали мины для минометов, пулеметы и пистолеты. Ровно год повенчане работали под Беломорском. Учетом всех работ и финансами ведала Т.Н. Новикова. В 1942 году плавзавод перевели из Карелии в Великий Устюг, а Таисия Николаевна осталась с детьми в п. Водников. Работала бухгалтером материальной части управления БОПа.

Страницы: 1 2 3 4


"Неолитическая революция" и ее последствия.
Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. Неолитическая революция обозначает тот выдающийся в истории человечества рубеж, когда совершился переход к земледелию и скотоводству, или, иначе гово ...

Вместо вступления...
«Древнейшая история человечества, охватывающая многотысячелетний период дописьменной истории, по сей день остается, по сути дела, terra incognita (неизвестная область). Только в учебниках и обзорных работах, где на нескольких страницах запросто умещается весь этот период мировой истории, он предстает в виде достаточно ясной и последоват ...

Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи. Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующ ...