Историческая информация » История Беломорканала » ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время
Страница 2

«Бабушка вспоминала, – говорит её внучка Т. Соколова, – что в годы войны жили они в землянках, которые находились на месте, где сейчас проходная морского порта. Потом их переселили в бараки, и только в 50-х годах семья получила квартиру. Всю жизнь бабушка была требовательной и честной. За свою работу в годы войны награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ». О своей судьбе она никому не рассказывала. Мужа, за которым приехала на канал, так и не встретила. Когда мы ее спрашивали о дедушке, она говорила, что получила весточку о том, что он погиб на Дальнем Востоке в день Победы. Документов о его гибели мы не видели. Только после смерти бабушки нашли в ее сумке старинные фотографии, выписку из метрической книги за 1904 год, а также свидетельство 1917 года об окончании ею городского училища, тогда-то и поняли, что в жизни нашей бабушки было много интересного, неведомого нам. Но то, что свою судьбу она связала с каналом, – это точно».

В эвакуации судоремонтного завода из Повенца принимал участие и житель Беломорска И.Г. Сверчков. В 1933 году, ещё подростком, он начал свою работу на судах кочегаром, позже стал механиком на пароходе «Карл Маркс». В интервью газете «Водник Карелии» Иван Григорьевич подробно рассказал, как в сентябре 1941 года караваны судов, на которых было погружено оборудование завода, взяли курс на Беломорск. С большим трудом, под бомбежками, суда продвигались вперед, несмотря на то, что канал уже был покрыт льдом. «Мы должны были забрать в деревнях людей для эвакуации, – вспоминал ветеран. – А на Выгозере лед уже достигал 20 см. По одной майне шли пароходы «Карл Маркс», «Пятилетка», «А. Жданов», «Сакко и Ванцетти», «Северная коммуна» и два катера. В Выгозере стало ясно: дальнейшее продвижение невозможно. Всех пассажиров и часть судовых команд вывезли в Сегежу. Лишь одиннадцать человек, среди них и И.Г. Сверчков, остались охранять государственное добро. Дрова приходилось доставлять с берега, который находился в 20-ти км. Трудно было и с продовольствием. Позже пароход «Карл Маркс» был передан в распоряжение военных, он доставлял на фронт продукты, боеприпасы, перевозил раненых. Победный май 1945 года Иван Григорьевич встретил в Беломорске, в это время он работал в ремонтных мастерских.

В ночь с 12 на 13 ноября вмерз в лед Заонежского залива в районе Мегострова и был захвачен частями финской армии ещё один караван судов. Капитан парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин до конца исполнил свой профессиональный долг. Он уничтожил судовое имущество и документы и был расстрелян.

5 декабря 1941 года частями финской армии был захвачен Медвежьегорск. 6 - 11 декабря проходили ожесточённые бои в районе шлюзов № 1 - 7 ББК.

7 декабря по решению руководства Карельского фронта был реализован план вывода из эксплуатации гидросооружений ББК: было взорвано 7 шлюзов Повенчанской лестницы, из большинства бьефов южного склона воду сбросили в направлении Онежского озера для затопления местности, прилегающей к каналу. Финские войска были остановлены на линии канала до июня 1944 года.

Почти три года южный склон преграждал путь врагу на восток, а северный действовал непрерывно. По шлюзованной трассе везли боеприпасы и вооружение, войска и продовольствие.

В годы Великой Отечественной войны канал, как стратегически важная транспортная артерия, подвергся разрушениям.

Уже 3 марта 1942 года Коллегия Наркомречфлота СССР приняла решение о начале подготовки к восстановлению ББК,.а в мае 1944 года Управление пути канала разработало первый план его реконструкции.

22 июня 1944 года финские войска были изгнаны из Повенца и с южного склона канала. Стало возможным оценить нанесённый войной ущерб и приступить к восстановительным работам. 6 сентября 1944 года был подписан «Акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Управлению пути Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина».

Полностью или частично были разрушены сооружения семи гидроузлов, в том числе 7 шлюзов, 4 водоспуска, 1 плотина, 4 дамбы, а также шлюзовые поселки, жилые дома управления, военный городок в Повенце, маяки и береговые обстановочные знаки, оставшиеся на территории, занятой противником. Общая сумма затрат на восстановление определена в 92 млн. 650 тыс. 210 рублей.

В октябре 1944 года в Медвежьегорск прибыла первая группа руководителей и специалистов Беломорстроя МВД СССР под руководством инженера-полковника В. П. Бусыгина, которому правительством были поручены работы по восстановлению южного склона канала.

Страницы: 1 2 3 4


Вопрос о происхождении Меншикова
Имя Александра Даниловича Меншикова прочно связано с петровскими преобразованиями, и человек он, несомненно, одаренный и сумевший получить известность на самых различных поприщах - военном, административном. Уже с первых шагов при попытке определения статуса Меншикова мы наталкиваемся на серьезные трудности. Дело в том, что у нас не име ...

Хозяйственный и социальный строй городов. Крестьянские восстания
Положение других слоев населения, не принадлежащих к господствующему феодальному классу, юридически было не менее бесправно, чем положение крестьянства. Но на деле экономическая сила торговой буржуазии обеспечивала за ней растущее политическое влияние. Центрами торговой буржуазии были крупные города, в первую очередь, Эдо и Осака. В ст ...

Реформы центральных органов управления.
Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711г для управления страной Сенат. Позднее он превратился в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Первоначально состоял из 9 человек, назначавшихся царем. В 1717-1722гг на смену изжившим себя приказам пришли коллегии. Высшей коллегией был Сенат. Первейшие три - Во ...