Историческая информация » Восточный поход Александра Македонского » Битва при Гавгамелах. Изменения в политике Александра.

Битва при Гавгамелах. Изменения в политике Александра.

Весной 331 года до н. э. Александр покинул Египеь, чтобы возобновить решительную борьбу против персидского царя. Дарий после того, как его мирное предложение было отвергнуто македонским царём, стал проводить обширную, всестороннюю подготовку не только к обороне, но и к наступлению, для чего собрал значительные военные силы. Диодор указывает, что Дарию удалось собрать пехоты 800 тыс., конницы 200 тыс. человек[46].

А. С. Шоффман отмечает, что во всех античных источниках сражение у Гавгамел, которое окнчательно разгромило персидскую армию, получило довольно широкое, подробное, но далеко не идентичное освещение[47]. Главное известие об этой битве содержится у Арриана, который является, по признанию исследователей, лучшим авторитетом в изложении военных событий.

Арриан приводит следующие цифры: численность македонских войск, принявших участие в решающем сражении, исчисляется 47 тыс. человек, из которых 40 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы[48]. численность персидского войска в его сочинении явно завышена (до 1 млн. пехотинцев и до 40 тыс всадников)[49].

Дарий расположился лагерем на Гавгамельской равнине, на которой свободно могли действовать его главные силы – конница и боевые колесницы. Детальное и заслуживающее доверия (за исключением приводимых потерь) описание битвы находим у Арриана[50]. Войско Дария было разбито, а в руки победителей попало всё царское имущество.

Битва при Гавгамелах уничтожила основные силы персидской армии, нанесла смертельный удар персидской государственной машине и открыла победителю жизненные центры самой Персии[51].

В исторической традиции вырисовываются две точки зрения: апологетическая – отрицает решимость Дария организовать сопротивление, признаёт лишь возможность отхода вглубь страны и внутренних социальных потрясений в лагере Александра, тормозивших продвижение завоевателя; оппозиционная – наоборот, подчёркивает непреклонную волю побеждённого царя к победе над врагом.

Дарий уходом в Мидию оставлял противнику южные области своего государства, прежде всего важные столицы Вавилон и Сузы. Александр вступает в Вавилон, не встречая никакого сопротивления. Здесь он провёл больше 30 дней. Из Вавилона Александр отправился в столицу Элама Сузы и с лёгкостью захватил этот город[52]. Забрав огромные драгоценности и сокровища (в январе 330 г. до н. э.) Александр покинул Сузы и отправился в коренные области Персии навстречу персидскому царю. В Персеполе и Пасаргадах им была захвачена царская казна. Захваченную здесь добычу Курций считает невероятно большой, ибо сюда персы свезли богатство со всей Персиды[53]. В Персии Александр пробыл около четырёх месяцев. Весной он вновь отправился в Мидию против разбитого персидского царя.

Дарий не использовал возможности, предоставленной ему задержкой Александра, не собрал новых войск ни в Мидии, ни в южных провинциях и бежал в восточные сатрапии. Сатрап Бактрии Бесс и ряд других знатных вавилонян арестовали персидского царя. Власть его перешла к Бессу. Вскоре заговорщики убили персидского царя. Александр отослал его тело в Персию, распорядился похоронить его со всеми почестями в царской усыпальнице[54]. Бесс попал в руки Александра и был выдан на казнь брату Дария и другим его родственникам.


[53] Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров до масонов-М,:Эсмо, 2006-с.59
[54] По поводу вопроса в целом, см.: L. Delisle. Mémoire sur les opérations financières des templiers. Paris, 1889. J. Piquet. Des banquiers au Moyen Age, les templiers. Étude de leurs opérations financières, Paris, 1939. A. Sandys. The Financial and Administrative Importance of the London Templ ...

Крещение русского народа.
В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из уче­ников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как св ...

Уголовное право и процесс
В период средневековья широкое распространение получило "кулачное право". Обычай разрешал феодалу для охраны имущественных и личных интересов применять оружие, разрешать спор на основе силы. Процветали внесудебные респрессии и судебный произвол. Строго преследовались неверность сеньору, государственная измена, преступления про ...