ВведениеСтраница 1
25 января 2001 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 300-летие отечественной системы военного образования. Первым военно-учебным заведением России стала так называемая Навигацкая школа, созданная в Москве высочайшим именным указом от 25 января (14 января по старому стилю) 1701 года. Этим указом Петр I постановил: " .быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению".
За первые 15 лет существования Навигацкая школа подготовила около 1.200 специалистов. Ее выпускники назначались не только в армию и на флот. Они направлялись на службу в государственные учреждения, на строительство будущего Петербурга и укреплений Кронштадта. Многие их них становились учителями нарождавшейся сети образовательных учреждений.
Историческое значение Навигацкой школы состоит не только в том, что она положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 300-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отмечает вся профессиональная инженерная и техническая школа страны. Создание в 1992 году российских Вооруженных Сил поставило перед военной школой новые сложные задачи. Сегодня подготовку военных кадров для Вооруженных Сил осуществляют 55 вузов: 8 академий, 11 военных университетов и 36 военных институтов.
Есть немало проблем, от которых во многом зависят эффективность системы военного образования и качество подготовки офицерских кадров. На их решение будет направлена Федеральная программа реформирования системы военного образования на период до 2010 года, которая разрабатывается в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 июля 2000 года. Министерство обороны назначено государственным заказчиком и исполнителем программы.
В числе важнейших приоритетов реформы - обеспечение преемственности в развитии российской военной школы, сохранение и укрепление ее научно-педагогического потенциала, а также экономное и рациональное использование средств, выделяемых на подготовку офицеров.
Как показал опыт предыдущих реформ, наиболее сложной является задача реорганизации сети военно-учебных заведений. В связи с предстоящим сокращением объемов кадрового заказа на подготовку офицеров неизбежно встанет проблема расформирования какой-то части военно-учебных заведений. Вместе с тем вся 300-летняя история военного образования показывает, что каждый ликвидируемый вуз теряется для Вооруженных Сил практически безвозвратно. На его воссоздание потребуются огромные средства и не один десяток лет для становления как высшего учебного заведения. Поэтому при определении судьбы каждого конкретного вуза должен быть всесторонне и объективно проанализирован весь комплекс технико-экономических, кадровых и других показателей, характеризующих его состояние, проведена оценка его потенциальных возможностей по расширению спектра подготавливаемых специалистов.
Безусловно, должны быть сохранены военные академии и военные университеты. Они являются теми системообразующими вузами, учебно-методологическими и научными центрами, вокруг которых строится вся система военного образования. В академиях и университетах сосредоточены более половины всех докторов и кандидатов наук, работающих в вузах и НИО Министерства обороны, сложились признанные научные школы. Обладая мощным научно-педагогическим потенциалом, они выполняют в больших объемах фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах своего вида Вооруженных Сил, рода войск в Министерстве обороны, более 50 процентов воспроизводства научно-педагогических и научных кадров.
Очень важно сохранить вузы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, а также вузы, единственные в своем роде войск, ликвидация которых потребует непомерных затрат для организации подготовки специалистов на другой базе.
Все предпринимаемые меры будут способствовать дальнейшему укрупнению военно-учебных заведений, последовательному переходу от малочисленных вузов со слабым научно-педагогическим потенциалом к крупным учебно-методическим и научным комплексам.
Вместе с тем какая-то часть вузов неизбежно будет расформирована.
Одна из задач предстоящей реформы - минимизация затрат на подготовку военных кадров, рациональное и экономное расходование выделяемых средств. Ее решение представляется тем более важным, что потребности образовательного процесса удовлетворяются в настоящее время не более чем на 30 процентов. В вузы практически не поступают новые образцы вооружения и военной техники, лабораторное и полигонное оборудование, современная вычислительная техника. Из-за отсутствия расходных материалов и истощения ремонтных фондов значительное их число находится в нерабочем состоянии. Недостаток боеприпасов, горючего и смазочных материалов приводит к сокращению до непозволительного уровня практики в вождении боевых машин, полетов, стрельб и других занятий, обеспечивающих практическую выучку выпускников.
Вместе с тем даже те скудные средства, которые выделяются вузам, далеко не всегда используются эффективно. Большие потери Министерство обороны несет в результате недопустимо высокой отчисляемости курсантов. Увеличивает стоимость обучения также неоправданное дробление специальностей и, как следствие, дублирование подготовки офицеров по очень близким и даже тождественным специальностям.
Колониализм и социальные перемены на Востоке
В колониальную эпоху на Востоке начались социальные перемены. При этом речь идет не только о преобразованиях, которые проводили колонизаторы, но и о реформах в странах, сохранивших свою государственность и стремившихся дать более или менее адекватный ответ на вызов истории, ставившей под сомнение суверенитет и жизнеспособность народов В ...
Екатерина Алексеевна II Великая
Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторп ...
Образование Чехословацкой республики
Решающие для провозглашения независимости чехов и словаков события произошли 28 октября 1918 г. В этот день правительство Австро-Венгрии объявило о своем намерении заключить перемирие с державами Антанты, тем самым признав свое поражение. Пражский Национальный комитет, взявший в свои руки гражданскую и военную администрацию, объявил о с ...